По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.5:504 DOI:10.33920/pol-01-2009-06

Возможности применения юзабилити-тестирования в научном исследовании при оценке удовлетворенности пользователей деятельностью экологических цифровых платформ

Полина Олеговна Ермолаева кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", ведущий сотрудник ЦПЭИ АН РТ, Россия, г. Казань, 420067, ул. Зинина, д. 1–31, Тел.79172697302, polina.ermolaeva@gmail.com,
Ольга Александровна Башева кандидат социологических наук, научный сотрудник, ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", научный сотрудник Федерального научно-исследовательского Социологического центра РАН, Россия, Московская область, г. Реутов, 143964, ул. Калинина, д. 3, кв. 12, Тел. 89150146653, OlgaAUsacheva@yandex.ru,
Юлия Вячеславовна Ермолаева научный сотрудник, ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Россия, г. Москва, 109431, ул. Генерала Кузнецова, д. 26, к. 1, кв. 207, Тел. 89191009651, e-mail: mistelfrayard@mail.ru

Данная статья направлена на демонстрацию возможностей применения метода юзабилити-тестирования в рамках проведения НИР по определению особенностей освоения россиянами новых форм цифрового городского участия в решении социально-экологических проблем и конфликтов. В частности, авторы исследовали эффективность деятельности экологических онлайн-площадок в методологии UX-исследования через юзабилити-тестирование данных площадок с позиции их пользователей. Результаты тестирования показали, как функциональные возможности данных платформ по включению населения в экологические практики, так и технические ограничения препятствуют переводу экологических инициатив пользователей в практическую плоскость. Полученные данные в рамках UX-исследования позволят нам сравнить восприятие пользователей онлайн-платформ с концептуальным видением их разработчиков для выявления потенциальных смещений в восприятии данных продуктов их идеологами и пользователями для последующей минимизации данных разрывов. С точки зрения приращения научного знания, данное исследование позволит оценить степень эффективности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для цифровых экоактивистов по сравнению с традиционными (офлайн) формами городского участия, проанализировать новые стратегии и формы цифрового участия, выделить основные достоинства и недостатки ИКТ в минимизации социально-экологических проблем и конфликтов в традициях М. Кастельса, цифровой инвайронментальной гуманитаристики.

Литература:

1. Бакаев М. А. Современные тенденции в автоматизированной оценке юзабилити и поведенческие факторы в алгоритмах поисковых систем. Программные продукты и системы. 2017; 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyetendentsii-v-avtomatizirovannoy-otsenke-yuzabiliti-i-povedencheskie-faktory-v-algoritmah-poiskovyh-sistem (дата обращения: 27.06.2020).

2. Башева О. А. Цифровой активизм как новый метод гражданской мобилизации. Научный результат. Социология и управление. 2020; 6 (1): 41–57. DOI: 10.18413/2408-9338–2020–6–1–0–4.

3. Ермолаева Ю. В. Мобильные приложения управления отходами и гражданский цифровой активизм. Социальные технологии работы с молодежью в условиях становления цифрового общества: сборник статей IV Международной научно-практической конференции / отв. ред. Р. Б. Шайхисламов. — Уфа: РИЦ БашГУ. 2019 — 102–103.

4. Ермолаева П. О., Башева О. А. Электронные формы взаимодействия власти и гражданского общества. Электронный экономический вестник. 2019; 2 — 28–34.

5. Сергеев С. Ф. Юзабилити информационных систем в образовании: основные этапы юзабилити в тестировании. Образовательные технологии (г. Москва). 2013; 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yuzabiliti-informatsionnyh-sistem-vobrazovanii-osnovnye-etapy-yuzabiliti-v-testirovanii (дата обращения: 27.06.2020).

6. Филатов К. Ю. Тестирование юзабилити информационного табло. Новые информационные технологии в научных исследованиях. 2018 — 57–58.

7. Castells M. Networks of Outrage and Hope. Social Movements in the Internet age. — Cambridge: Polity Press. 2012.

8. Nielsen J. First rule of usability? Don’t listen to users. 2001. — URL: https://www.nngroup.com/articles/fi rst-rule-of-usability-dont-listen-to-users/ (дата обращения: 20.01.2017).

9. Nielsen J. The most important usability activity. 2012. URL: https://www.nngroup.com/articles/the-most-important-usabil-ity-activity/ (дата обращения: 20.01.2017).

10. Posthumus S., Sinclair S. Digital Evironmental: Humanities’ Routledge Companion to the Environmental Humanities, eds. Jon Christenson, Ursula Heise, Michelle Niemann, London. NY: Routledge. 2016 — 369–377.

11. Sinclair S., Poplawski V. Digital Environmental Humanities: Strong Networks, Innovative Tools, Interactive Objects. Resilience: A Journal of the Environmental Humanities. 2018; 5 (2) — 156–171.

1. Bakaev M. A. Current trends in automated usability assessment and behavioral factors in search engine algorithms // Software products and systems. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-avtomatizirovannoy-otsenke-yuzabiliti-i-povedencheskie-faktory-valgoritmah-poiskovyh-sistem (date of access: 27.06.2020).

2. Basheva O. A. Digital activism as a new method of civil mobilization // Scientifi c result. Sociology and management. Vol. 6. No. 1. 2020. Pp. 41–57. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-1-0-4

3. Ermolaeva Yu. V. Mobile waste management applications and citizen digital activism //Social technologies of work with youth in the conditions of digital society formation: collection of articles of the IV International scientifi c and practical conference / ed. by R. B. Shaikhislamov. Ufa: RRC BashGU. 2019. — Pp. 102–103.

4. Ermolaeva P. O., Basheva O. A. Electronic forms of interaction between government and civil society // Electronic Economic Bulletin. № 2. 2019. Pp. 28–34.

5. Sergeev S. F. Usability of information systems in education: main stages of usability in testing // Educational technologies (Moscow). 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuzabiliti-informatsionnyh-sistem-v-obrazovanii-osnovnye-etapy-yuzabiliti-v-testirovanii (date of access: 27.06.2020).

6. Filatov K. Yu. Testing the usability of the information tableau // New information technologies in scientifi c research. 2018. Pp. 57–58.

7. Castells M. Networks of Outrage and Hope. Social Movements in the Internet age. Cambridge: Polity Press. 2012.

8. Nielsen J. First rule of usability? Don't listen to users. 2001. URL: https://www.nngroup.com/articles/fi rst-rule-of-usability-dont-listen-to-users/ (date of access: 20.01.2017).

9. Nielsen J. The most important usability activity. 2012. URL: https://www.nngroup.com/articles/the-most-important-usabil-ity-activity/ (date of access: 20.01.2017).

10. Posthumus S., Sinclair S. Digital Evironmental: Humanities' Routledge Companion to the Environmental Humanities, eds. Jon Christenson, Ursula Heise, Michelle Niemann, London. NY:Routledge. 2016. pp. 369–77.

11. Sinclair S., Poplawski V. Digital Environmental Humanities: Strong Networks, Innovative Tools, Interactive Objects // Resilience: A Journal of the Environmental Humanities. Vol. 5. № 2. 2018. pp. 156–171.

Юзабилити-тестирование (usabilitystudy) — метод исследования, направленный на анализ удобства технического продукта (как правило, интерфейса) для целей аудитории его пользователей [9]. Подобное исследование направлено на оценку трех основных метрик — эффективности, продуктивности и удовлетворенности продуктом его пользователями. Являясь составной частью методологии UX-исследований, данный метод позволяет взглянуть на продукт глазами его пользователей и понять, насколько он соответствует их ожиданиям.

Практически любой процесс оценки данных параметров включает в себя сбор и обработку данных о взаимодействии с пользователями, их анализ и интерпретацию результатов, на основании которых вырабатываются рекомендации по улучшению технического продукта [1]. Тестирование проходит в лабораторных условиях, когда для его проведения стремятся выбрать участников, максимально похожих на реальных пользователей, и дать им специально разработанные реалистичные задания. Главным постулатом является: «Фокус на том, что пользователь делает, а не на том, что говорит» [8]. Для того чтобы найти самые грубые ошибки в продукте, достаточно всего 5 человек, а позже анализ можно дополнить повторным тестированием.

Существует большая вариативность в методах проведения юзабилити-тестирования в зависимости от целей исследования и возможностей участия пользователей и исследователей. В зависимости от степени участия исследователя они делятся на модерируемые (модератор дает задания и наблюдает за ходом тестирования) и немодерируемые (исследователь собирает данные опосредованно, не участвует лично в процессе тестирования). В зависимости от способа вовлечения пользователей тестирование бывает очным (респондент и исследователь находятся в одном помещении, как правило, в специализируемой лаборатории) и заочным (респондент участвует в исследовании из дома или со своего рабочего места, в удалении от модератора). В зависимости от цели юзабилити-тестирование делится на эксплораторное (проводится на стадии разработки продукта), проверочное (проводится на стадии готового продукта для оценки деятельности его основным параметров), сравнительное (проводится, чтобы сравнить эффективность новой и старой версий или двух конкурирующих продуктов). К методам юзабилити-тестирования относятся карточная сортировка, экспертная оценка, опрос, эвристическое исследование, протоколы самоотчетности, тестирование А/Б, отслеживание зрачков глаз, обзоры, тестирование дерева и т. д. [7].

Для Цитирования:
Полина Олеговна Ермолаева, Ольга Александровна Башева, Юлия Вячеславовна Ермолаева, Возможности применения юзабилити-тестирования в научном исследовании при оценке удовлетворенности пользователей деятельностью экологических цифровых платформ. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: