Юзабилити-тестирование (usabilitystudy) — метод исследования, направленный на анализ удобства технического продукта (как правило, интерфейса) для целей аудитории его пользователей [9]. Подобное исследование направлено на оценку трех основных метрик — эффективности, продуктивности и удовлетворенности продуктом его пользователями. Являясь составной частью методологии UX-исследований, данный метод позволяет взглянуть на продукт глазами его пользователей и понять, насколько он соответствует их ожиданиям.
Практически любой процесс оценки данных параметров включает в себя сбор и обработку данных о взаимодействии с пользователями, их анализ и интерпретацию результатов, на основании которых вырабатываются рекомендации по улучшению технического продукта [1]. Тестирование проходит в лабораторных условиях, когда для его проведения стремятся выбрать участников, максимально похожих на реальных пользователей, и дать им специально разработанные реалистичные задания. Главным постулатом является: «Фокус на том, что пользователь делает, а не на том, что говорит» [8]. Для того чтобы найти самые грубые ошибки в продукте, достаточно всего 5 человек, а позже анализ можно дополнить повторным тестированием.
Существует большая вариативность в методах проведения юзабилити-тестирования в зависимости от целей исследования и возможностей участия пользователей и исследователей. В зависимости от степени участия исследователя они делятся на модерируемые (модератор дает задания и наблюдает за ходом тестирования) и немодерируемые (исследователь собирает данные опосредованно, не участвует лично в процессе тестирования). В зависимости от способа вовлечения пользователей тестирование бывает очным (респондент и исследователь находятся в одном помещении, как правило, в специализируемой лаборатории) и заочным (респондент участвует в исследовании из дома или со своего рабочего места, в удалении от модератора). В зависимости от цели юзабилити-тестирование делится на эксплораторное (проводится на стадии разработки продукта), проверочное (проводится на стадии готового продукта для оценки деятельности его основным параметров), сравнительное (проводится, чтобы сравнить эффективность новой и старой версий или двух конкурирующих продуктов). К методам юзабилити-тестирования относятся карточная сортировка, экспертная оценка, опрос, эвристическое исследование, протоколы самоотчетности, тестирование А/Б, отслеживание зрачков глаз, обзоры, тестирование дерева и т. д. [7].