В последние годы у наших клиентов все чаще стала возникать проблема, связанная с надежностью используемых электродвигателей в буровых станках. В подавляющем большинстве случаев «сердцем» исполнительных механизмов является электродвигатель. Именно на электродвигатели ложится основная нагрузка, которая преобразует энергию электричества в механическую работу машин и технологического оборудования. Наибольшее количество аварий и самые дорогостоящие ремонты приходятся на электродвигатель бурового снаряда (или, по другому, вращателя) – основного исполнительного механизма бурового станка. В них устанавливаются асинхронные и синхронные двигатели мощностью от 90 до 120 кВт (в зависимости от исполнения бурового станка).
Проблема является очень острой, т. к. простои буровых станков нарушают непрерывную технологическую цепочку и оборачиваются многомиллионными потерями для добывающих предприятий. Затраты на буровые работы составляют до 30% всех затрат, связанных с добычей 1 т полезного ископаемого.
В поисках решения снижения аварийных выходов электродвигателей наша компания занялась исследованием, направленным на поиск ключевых причин, приводящих к поломкам.
Итогом многомесячной работы явился список причин (самых различных), из-за которых эти самые поломки происходили. При этом, на первый взгляд, казалось, что они абсолютно случайны и не связаны между собой. Тем не менее, мы структурировали эти данные в единый технологический процесс, чтобы вывести ключевую проблему и все влияющие на нее факторы.
Методика заключалась в следующем:
• Сбор статистических данных по поломкам и аварийным ремонтам буровых станков.
• Определение фактических причин возникновения проблем.
• Систематизация всех потенциальных причин, выявление среди них наиболее существенных.
• Выстраивание причинно-следственной связи в рамках одного процесса.
Анализ причин возникновения аварийных поломок показал, что при всем разнообразии первопричин непосредственно к аварийному выходу электродвигателя приводит неправильно выбранный режима эксплуатации вращателя в конкретной технологической ситуации.