По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Возможности оценки и распределения страховых рисков в системе обязательного медицинского страхования

Брудастов Юрий Авенирович доктор медицинских наук, ОАО «РОСНО-МС»

Прошло уже почти четверть века со времени принятия новой для российского здравоохранения организационно-экономической модели — страховой. За это период произошли серьезные структурные изменения состава участников организации и оказания медицинской помощи. Появились новые для отечественной практики субъекты: страховщик, страхователь, негосударственные страховые медицинские организации (СМО), Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского — государственные внебюджетные фонды, застрахованные лица. Возникли новые, договорные отношения при финансировании медицинской помощи. Правительством РФ ежегодно принимается Программа государственных гарантий, базовая программа ОМС, Федеральным законодательством в области ОМС и нормативными актами внедрено тарифное соглашение, плановое задание для медицинских организаций, тарифы ОМС, порядки и стандарты медицинской помощи, клинические протоколы, клинико-статистические группы и т.п. Тем не менее общий уровень индивидуального и общественного здоровья все еще уступает аналогичным параметрам зарубежной и советской систем, и ряд причин этого отставания авторы связывают с отсутствием реальных страховых отношений в отечественном здравоохранении.

Зачастую низкие показатели индивидуального и общественного здоровья стараются на прямую увязать с финансовыми ресурсами, направляемыми на оказание медицинской помощи из всех реальных источников: государственного бюджета, фондов медицинского страхования и частных поступлений от работодателей, населения и страховых компаний, реализующих дополнительное (добровольное) медицинское страхование. Безусловно, есть линейная зависимость между ресурсами и результатами.

На рис. 1 представлены данные международного агентства BLOOMBERG за 2013 г., характеризующие уровень общественного здоровья и общие подушевые расходы в разных странах. Очевидно, что лидеры рейтинга по уровню здоровья (10 первых позиций), — это крупные и экономически развитые страны с высоким уровнем подушевого ВВП и высокими расходами на оплату медицинских услуг от 5 т. $ (Нидерланды) до 2,2 т. $ (Израиль), в среднем 3 т. $. При этом в странах-лидерах рейтинга здоровья реализуются самые различные организационно-экономические модели финансирования здравоохранения (государственные, страховые, квази-рыночные).

Страна-лидер по финансовым расходам на душу населения — США занимает 33-е место, при совокупных затрат превышающих 8 т. $., реализуя экономическую модель частного здравоохранения («каждый сам за себя»). Безусловно, парадоксом данного рейтинга является Куба. Имея население в 11,5 млн человек, Куба занимает 28-е место, опережая США при общих подушевых расходах на здравоохранение — 300 $ США.

Россия в данном рейтинге занимает 97-е место в мире, тратя на здравоохранение порядка 1000 $ США, реализую бюджетно-страховую организационно-экономическую модель (более 50% всех затрат — средства ОМС, порядка 20% средства бюджетной системы и 30% — средства граждан и добровольные затраты работодателей).

В таблице 1 представлены данные того же аналитического агентства, но определяющие рейтинг систем здравоохранения, в котором из двух стран достигающих одинаковых показателей общественного здоровья, более высокий будет иметь страна с меньшими подушевыми расходами (при этом учитывается доля средств из общественных источников — страховых и государственных).

Для Цитирования:
Муравьев Дмитрий Николаевич, Дереглазов Владимир Павлович, Брудастов Юрий Авенирович, Возможности оценки и распределения страховых рисков в системе обязательного медицинского страхования. Экономист лечебного учреждения. 2015;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: