По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.331

Возможности искусственного интеллекта на автотранспорте

В. А. Грушников канд. техн. наук, ВИНИТИ РАН, Москва, Российская Федерация, E-mail: mach04@viniti.ru

В нескольких наиболее наглядных примерах использования в подвижном составе автомобильного транспорта, в том числе и главным образом, коммерческого — грузового и автобусного, электронных систем активной и пассивной безопасности с возможностью и направленностью на автономность управления ими рассматриваются и критически оценивается тенденции возможностей искусственного интеллекта.

Литература:

1. Chen G., Hou J., Dong J., Li Z., Gu S., Zhang B., Yu J., Knoll A. Multiobjective Scheduling Strategy With Genetic Algorithm and Time-Enhanced A* Planning for Autonomous Parking Robotics in High-Density Unmanned Parking Lots // IEEE/ASME Transactions on Mechatronics. 2021, Vol. 26, №3. P. 1547-1557.

2. Ahn H., Berntorp K., Inani P., Ram A. J., Di Cairano S. / Reachability-Based DecisionMaking for Autonomous Driving: Theory and Experiments // IEEE Transactions on Control Systems Technology. 2021, Vol. 29, №5. P. 1907-1921.

3. Xiang C., Hu Z., Mourelatos Z. P., Gorsich D., Jayakumar P., Fu Y., Majcher M. R2RRT*: Reliability-Based Robust Mission Planning of Off-Road Autonomous Ground Vehicle Under Uncertain Terrain Environment // IEEE Transactions on Automation Science and Engineering. 2022, Vol. 19, №2. P. 1030-1046.

4. Changki Sung, Jeon Seulgi, Hyungtae Lim, Hyun Myung / What if there was no revisit? Large-scale graph-based SLAM with traffic sign detection in an HD map using LiDAR inertial odometry // Intelligent Service Robotics. 2022, Vol. 15, №2. P. 161-170.

5. Byeon Y.J., Kim B.K. Time-optimal cornering trajectory planning for car-like mobile robots containing actuator dynamics // Robotica. 2022, Vol. 40, №5. P. 1627–1649.

6. Song Y., Hao C., Yue W., Sun T., Lian B., Yung Z. Kinematic analysis and design of a novel transformable wheeled-leggend mobile robot // Tianjin daxue xuebao. 2022, Vol. 55, №2. P. 111-112.

7. Ghasemi A., Parivash F., Ebrahimian S. Autonomous landing of a quadrotor on a moving platform using vision-based FOFPID control // Robotica. 2022, Vol. 40, №5. P. 1431-1449.

8. Ross J., Seto M., Johnston C. Autonomous Landing of Rotary Wing Unmanned Aerial Vehicles on Underway Ships in a Sea State // Journal of Intelligent and Robotic Systems: Theory and Applications. 2022, Vol. 104, №1. P. 85-92.

9. Arab F., Shirazi F.A., Hairi Y.M.R. Cooperative parameter estimation of a nonuniform payload by multiple quadrotors // Robotica. 2022, Vol. 40, №5. P. 1587-1606.

10. Prajapati Pratik, Parekh Sagar, Vashista Vineet / On-board cable attitude measurement and controller for outdoor aerial transportation // Robotica. 2022, Vol. 40, №5. P. 1650-1664.

11. Tan A.H., Peiris M., El-Gindy M., Lang H. Design and development of a novel autonomous scaled multiwheeled vehicle // Robotica. 2022, Vol. 40, №5. P. 1475-1500.

12. Daiko K., Arai S. Estimation of personal driving style via deep inverse reinforcement learning // Artificial Life and Robotics. 2021, Vol. 26, №3. P. 338-346.

Безопасность массового использования на автомобильных дорогах общего пользования автономных колесных транспортных средств (АКТС) или, что то же самое, беспилотных автомобилей (БПА) невозможна без решения задачи динамической оптимизации взаимодействия подвижного состава в транспортных потоках и на парковке. И в том и другом случае искусственный интеллект в условиях интенсивного автомобильного движения и высокой плотности застройки в городских агломерациях реализует возможности электронных систем и роботов автоматической парковки. Функциональность последних в исследовании китайских специалистов в области прикладных технологий и искусственного интеллекта рассматривается [1] в рамках решения задачи совместного планирование пути.

Усовершенствованный генетический алгоритм может эффективно искать последовательность выполнения задач и распределение мобильных роботов — БПА или автономных АКТС и сходиться к оптимальному решению даже в крупномасштабных сложных сценариях. Результаты виртуальных компьютерных экспериментов на имитационных математических моделях показали, что эта комбинация алгоритмов может улучшить производительность планирования во многих аспектах, таких как время выполнения задачи, расстояние в пути и безопасность на крупномасштабных парковках с высокой плотностью движения, технологично реализуемых электронными устройствами активной безопасности современных концепций АКТС, в том числе в виде БПА.

Коллективом исследователей из Лаборатории электрики японской компании Mitsubishi, ее подразделения Кембриджского университета Великобритании и из Университета Ванкувера (Канада) описываются инновационные процедуры проектирования и валидации концепции системы принятия решений в архитектуре управления и контроля для автоматизированного вождения БПА. Система принятия решений определяет время перехода через последовательность режимов движения, таких как движение по полосе движения и остановка, чтобы это АКТС в конечном итоге прибыло в пункт назначения, не сталкиваясь с препятствиями, тем самым обеспечивая безопасность и живучесть [2]. Система принятия решений выдает команду на переход к следующему режиму только тогда, когда основной планировщик движения может сгенерировать возможную траекторию, которая достигает целевой области такого следующего режима.

Для Цитирования:
В. А. Грушников, Возможности искусственного интеллекта на автотранспорте. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: