Принципы бережливого производства для оптимизации производственных процессов были разработаны в компании «Тойота» в начале 1970-х годов в Японии. Идея бережливого производства заключается в том, чтобы сделать производственные процессы более эффективными, удалив из них все ненужные затраты – это может касаться излишних материальных и человеческих ресурсов, а также избыточных операций и форм организации производственного процесса (например, сокращение или удаление складских запасов). Принципы бережливого производства революционизировали всю автомобильную отрасль промышленности. В настоящее время «бережливые принципы» успешно применяются в управленческой практике, в ИТ-индустрии и в других непроизводственных сферах бизнеса – например, в модели «бережливого стартапа» [1].
Основная идея «бережливого стартапа» такова: наиболее эффективное инновационное решение достигается только тогда, когда на него существует реальный спрос со стороны потребителей. При этом самые высокие бесполезные расходы происходят в случае, если инновационный продукт или услуга никому не нужны.
Термин «бережливый стартап» появился в ИТ-индустрии, но впоследствии получил более широкое распространение. Модель «бережливого стартапа» сформировалась как развитие методов разработки и вывода на рынок новых продуктов, придав особый акцент принципу клиенториентированности [2]. Мнение потребителей учитывается на всех этапах разработки нового продукта, причем концепции продукта тестируются с привлечением потребителей на самых ранних стадиях разработки.
Другая модель проектирования инновационных решений, ориентированных на потребителя, получила название «дизайн-мышления» и стала широко известной в последнее десятилетие. Основанная на принципах и методах профессионального дизайна, эта модель была впервые сформулирована и предложена консалтинговой фирмой IDEO в конце 1990-х годов [3]. Несмотря на то, что концепция дизайн-мышления не использует принципы бережливого производства, ориентация на потребителей при проектировании новых решений – важнейший элемент всех этапов процесса дизайнмышления. Как и модель бережливого стартапа, дизайн-мышление фокусируется на клиентах и потребителях при разработке решений для сложных многофакторных проблем. В дизайнмышлении повышенное внимание уделяется исследованию потребительского поведения, получению обратной связи от потребителей и формированию итерационных циклов в процессе выработки конечного решения.