По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 001

Возможности интеграции дизайн-мышления и модели «бережливого стартапа»

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, руководитель, Центр инновационного менеджмента, ВШКУ РАНХиГС, г. Москва
Андреев Г.С. канд. психол. наук, DBА, независимый консультант, г. Иркутск

В последнее десятилетие все большее применение в бизнес-практике находят концепции дизайн-мышления и «бережливого стартапа». Обладая рядом отличительных особенностей, обе концепции нацелены на разработку инновационных решений, основанных на понимании нужд и ожиданий потребителей. В статье рассматриваются возможности интеграции дизайн-мышления и модели «бережливого стартапа» для более эффективного решения задач в области проектирования новых продуктов и услуг. Рассмотрены сходства и различия двух концепций и предложена расширенная модель процесса дизайн-мышления.

Литература:

1. Ries E.Theleanstartup:howtoday’se ntrepreneursusecontinuousinnovationt ocreateradically successful businesses. – NewYork: CrownBusiness, 2011. – Р. 299.

2. Blank S. G. The four steps to the epiphany. – Foster City, Calif.: Cafepress, 2006. – Р. 45.

3. Kelley T., Littman J. The art of innovation: lessons in creativity from IDEO, America’s leading design firm. NewYork: Currency/Doubleday, 2001. – 320 p.

4. Dunne D.; Martin, R. Design think ing and how it will change management education: an interview and discussion. // Academy of Management Learning and Education. – 2006. – V. 5 – № 4 – P. 512–523.

5. Cooper B., &Vlaskovits P. The entrepreneur ’s guide to customer development: a cheat sheet to the four steps to the epiphany. s. l.: CooperVlaskovits, 2010. – 320 p.

6. Brown T. Change by design: how design thinking transforms organizations and inspires innovation. – NewYork: HarperBusiness, 2009. – 45 p.

7. Lilien G . L . , Morrison P. D. , Searls K., Sonnack M., & Von Hippel E. Performance assessment of the lead user ideageneration process for new product development. Management Science. – 2002. – № 48. – P. 1042–1059.

8. Osterwalder A., & Pigneur Y. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. Hoboken: Wiley, 2010 – 340 p.

Принципы бережливого производства для оптимизации производственных процессов были разработаны в компании «Тойота» в начале 1970-х годов в Японии. Идея бережливого производства заключается в том, чтобы сделать производственные процессы более эффективными, удалив из них все ненужные затраты – это может касаться излишних материальных и человеческих ресурсов, а также избыточных операций и форм организации производственного процесса (например, сокращение или удаление складских запасов). Принципы бережливого производства революционизировали всю автомобильную отрасль промышленности. В настоящее время «бережливые принципы» успешно применяются в управленческой практике, в ИТ-индустрии и в других непроизводственных сферах бизнеса – например, в модели «бережливого стартапа» [1].

Основная идея «бережливого стартапа» такова: наиболее эффективное инновационное решение достигается только тогда, когда на него существует реальный спрос со стороны потребителей. При этом самые высокие бесполезные расходы происходят в случае, если инновационный продукт или услуга никому не нужны.

Термин «бережливый стартап» появился в ИТ-индустрии, но впоследствии получил более широкое распространение. Модель «бережливого стартапа» сформировалась как развитие методов разработки и вывода на рынок новых продуктов, придав особый акцент принципу клиенториентированности [2]. Мнение потребителей учитывается на всех этапах разработки нового продукта, причем концепции продукта тестируются с привлечением потребителей на самых ранних стадиях разработки.

Другая модель проектирования инновационных решений, ориентированных на потребителя, получила название «дизайн-мышления» и стала широко известной в последнее десятилетие. Основанная на принципах и методах профессионального дизайна, эта модель была впервые сформулирована и предложена консалтинговой фирмой IDEO в конце 1990-х годов [3]. Несмотря на то, что концепция дизайн-мышления не использует принципы бережливого производства, ориентация на потребителей при проектировании новых решений – важнейший элемент всех этапов процесса дизайнмышления. Как и модель бережливого стартапа, дизайн-мышление фокусируется на клиентах и потребителях при разработке решений для сложных многофакторных проблем. В дизайнмышлении повышенное внимание уделяется исследованию потребительского поведения, получению обратной связи от потребителей и формированию итерационных циклов в процессе выработки конечного решения.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Андреев Г.С., Возможности интеграции дизайн-мышления и модели «бережливого стартапа». Лин-технологии: Бережливое производство. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: