Елена Ивановна Гужвенко, доктор педагогических наук, доцент, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, Рязань, РФ
Василий Юрьевич Гужвенко, в/ч 64712, Омск, РФ
Обучение современных военнослужащих объединяет в себе разнообразные действия, связанные не только с профессиональной направленностью, но и с использованием множества дополнительных параметров, важных для выполнения боевых заданий и повседневной деятельности. В последние десятилетия всё большее значение при подготовке военнослужащих уделяется использованию информационных технологий, позволяющих осуществлять качественную подготовку, минимизировать риск, связанный с применением сложного и высокоточного вооружения, оперативно реагировать на изменение вооружения, техники, оптимизировать методики их использования.
Одним из способов совершенствования боевой подготовки военнослужащих является использование информационных технологий при обучении специальным дисциплинам. Наиболее новое направление применения информационных технологий при обучении военнослужащих — использование технологий «виртуальная реальность», «дополненная реальность» и «смешанная реальность», позволяющих с высокой степенью точности создавать окружающую обстановку, учитывать важные особенности моделируемого объекта или ситуации, многократно отрабатывать действия военнослужащих в одной обстановке или отшлифовывать варианты выполнения одного задания с известной конечной целью, сокращать сроки подготовки военнослужащих к выполнению задач по предназначению, сокращать стоимость боевой подготовки за счёт экономии горюче-смазочных материалов, боеприпасов, уменьшения амортизации вооружения и техники.
Применение информационных технологий обеспечивает индивидуализацию обучения, позволяет осуществлять неотсроченный контроль знаний, а использование тренажёров, базирующихся на технологии «виртуальная реальность», даёт возможность обучаемым попасть в условия, которые в реальном объекте либо недоступны, либо требуют больших материальных вложений. В российской армии технологию «виртуальная реальность» используют в основном для следующих целей [1]: