По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Возможности и ограничения цифровизации в ЖКХ

Современные предприятия, стремясь иди в ногу со временем, повсеместно внедряют цифровые технологии. Цифровизация давно стала мировым трендом развития бизнеса и промышленности. Затронули эти процессы и сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). О том, как происходит процесс цифровой трансформации на ресурсоснабжающих предприятиях? Какие аспекты оказывают влияние на эффективность деятельности? Как изменяются стратегии управления и отношения с потребителями? Об этом и многом другом рассказывает директор по информационным технологиям ГК «Росводоканал» Сергей Юрьевич Путин.

— Насколько цифровизация реально помогает решать стратегические задачи предприятий, окупаются ли вложенные усилия?

— Консультируя компании по вопросам цифрового развития, я довольно часто сталкиваюсь с такой ситуацией: управленческие команды, подводя итоги стратегий предыдущего периода, вдруг неожиданно обнаруживают, что их стратегии реализованы благодаря не заранее продуманным стратегическим шагам, а совершенно иным факторам.

А средства, выделенные на реализацию формальных, красивых «стратегических» шагов, потрачены впустую. С учетом дефицита идей устойчивого развития бизнеса для собственников и акционеров история с неокупаемыми затратами дискредитирует вложения, усилия, вкладываемые в цифровизацию бизнеса и ее лидеров, несет разочарования и прямые бизнес-потери.

С моей точки зрения, существуют несколько стартовых вопросов, помогающих с большей вероятностью получить удовлетворение от стратегических вложений в «цифру».

Предприятия осуществляют цифровизацию и цифровую трансформацию по разным причинам, например: конкурентная борьба и стремление продлить успех бизнеса (как вариант — создать новую бизнес-модель), желание разобраться с «непонятной» темой, мода и (или) хобби менеджмента, давление государства (регулятора), красивая обертка для выхода на продажу и др.

Три последних варианта не рассматриваем — они часто иррациональны или во многом диктуемы извне. Мы говорим про первый вариант, когда цифровизация рассматривается как инструмент увеличения прибыли, дивидендного дохода, устойчивого развития предприятия и др.

Устойчивое развитие предприятия — это способность компании рационально, на основе данных, управлять компанией, преодолевать кризисы жизненного цикла, выходя на новые бизнесмодели или продлевая жизнь текущих.

Первый и самый важный вопрос: на чем компания зарабатывает? Он чаще вводит собственников и менеджмент в длительные размышления, предположения и (или) политические игры. Хочется верить, что предприятие зарабатывает на эффективности производства или клиентской стратегии, а, например, не на GR-связи или информационной асимметрии непрозрачных рынков. Этот вопрос стоит разобрать для целенаправленного применения усилий. Бывает так, что вопрос необходимости цифровизации при всей ее глобальной актуальности и вовсе снимается с повестки в текущем контексте бизнеса.

Для Цитирования:
Возможности и ограничения цифровизации в ЖКХ. Водоочистка. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: