Холедохолитиаз встречается у 10– 35 % пациентов с желчнокаменной болезнью и способствует развитию тяжелых осложнений, таких как механическая желтуха, холангит, острый панкреатит [1, 2]. В настоящее время, в связи с внедрением миниинвазивных эндоскопических технологий, большинство ведущих специалистов считают основным методом лечения холедохолитиаза эндоскопическую папиллосфинктеротомию (ЭПСТ), которая позволяет восстановить проходимость желчного протока и большого дуоденального соска, выполнить литоэкстракцию, санировать желчные пути, и при необходимости выполнить декомпрессию желчного дерева наружными или внутренними дренажами [3, 4]. Традиционное «открытое» хирургическое вмешательство с холедохолитотомией, по мнению большинства авторов, на современном этапе развития хирургии остается операцией резерва [5, 6, 7].
Но, наряду с неоспоримыми преимуществами, ЭПСТ сопряжено с развитием таких тяжелых осложнений, как кровотечение из зоны разреза, перфорация стенки двенадцатиперстной кишки (ДПК), острый панкреатит, холангит, холецистит, дуоденобилиарный рефлюкс, вклинение корзинки Дормиа (их частота составляет от 5 до 20 %). Кроме того, авторы отмечают, что летальность при ЭПСТ сохраняется в течение многих лет на уровне 2 % [5, 8]. При ЭПСТ происходит частичное или полное рассечение сфинктера Одди. Дуоденобилиарный рефлюкс и транслокация бактерий из просвета ДПК в желчные пути приводит в отдаленном периоде к хроническому воспалению желчных путей, что способствует рецидиву холедохолитиаза, восходящему холангиту, и даже развитию злокачественных новообразований.
Изучение причин развития осложнений, летальности и снижения эффективности ЭПСТ, как «золотого стандарта» при холедохолитиазе, позволило сформулировать такое собирательное понятие, как «сложный холедохолитиаз» («Difficult Choledocholithiasis») [9, 10, 11]. Настойчивые попытки удалить конкременты из холедоха эндоскопическим методом при «сложном» холедохолитиазе значительно увеличивают вероятность развития интра- и послеоперационных осложнений, частота которых достигает 20 % [12]. Очевидно, что в таких сложных анатомических условиях, когда прогнозируется высокая вероятность осложнений, в определенных случаях следует предпочесть традиционное хирургическое вмешательство.