По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Воздушные фильтры

Юрий Буцкий канд. техн. наук, эксперт, e-mail:butsky.abs@yandex.ru

Рассуждения, что ДВС должен «дышать» чистым воздухом, давно стали общим местом. Так что опустим банальности. Отметим лишь, что абразивные частицы, приводящие к усиленному износу деталей двигателя, попадают в двигатель именно через воздух. Именно воздух, если он плохо очищен, вызывает неорганическое загрязнение масла, способствующее его старению.

Самое страшное загрязнение — это кварцевая пыль. Именно от нее страдают прецизионные пары трения. Кварцевая пыль — беда средней полосы России. А вот в южных районах страны и в Западной Сибири преобладает другая пыль — лёссовая. Это продукт измельчения рыхлых горных пород, содержащий, помимо кварца, и полевой шпат, и глинистые минералы. Лёссовая пыль более мягкая, чем кварцевая, но это достоинство компенсируется большим ее количеством.

Но износ деталей — это еще не все. Грязь оседает на датчике массового расхода воздуха, сбивая с толку блок управления двигателем. И пошло-поехало: нарушается дозировка топлива, возрастает аппетит мотора, увеличивается токсичность отработавших газов.

Что касается дизеля, он всегда отличался жесткими требованиями к точности изготовления деталей и их чистоте в процессе эксплуатации. А современный многолитровый агрегат с прецизионной топливной аппаратурой и дорогими системами снижения токсичности отработавших газов эти требования приумножил.

Поэтому в любом двигателе есть воздухоочиститель. Кроме собственно фильтрации, он выполняет функции глушителя шума при всасывании воздушной массы, а в бензиновых моторах — и регулятора температуры горючей смеси.

Как рассказали автору в НАМИ, системы фильтрации воздуха классифицируют по двум признакам:

• по количеству ступеней очистки (одно-, двух- и трехступенчатые);

• по способу улавливания пыли.

В последнем случае различают шесть типов систем:

1) сухие инерционные со сбором отсепарированной пыли в бункер;

2) сухие инерционные с отсосом пыли посторонним устройством;

3) сухие инерционные с выбросом пыли в атмосферу;

4) инерционно-масляные;

5) использующие фильтрующие элементы со смоченной маслом набивкой;

6) использующие сухие фильтрующие элементы.

Первые три типа применяются в основном в двух- или трехступенчатых очистителях на грузовых автомобилях и тракторах. Четвертый тип стал достоянием истории. Однако инерционно-масляные системы честно отработали свой век и заслужили долю уважения. Что касается элементов со смоченной набивкой (пятого типа), то они используются в основном на дорогих или спортивных автомобилях. А вот шестой тип — самый популярный, самый востребованный. Ему и уделим основное внимание.

Для Цитирования:
Юрий Буцкий, Воздушные фильтры. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: