«И ТОЛЬКО ПЫЛЬ, ПЫЛЬ, ПЫЛЬ…»
Самое страшное загрязнение — это кварцевая пыль. Именно от нее страдают прецизионные пары трения. Кварцевая пыль — беда средней полосы России. А вот в южных районах страны и в Западной Сибири преобладает другая пыль — лёссовая. Это продукт измельчения рыхлых горных пород, содержащий, помимо кварца, и полевой шпат, и глинистые минералы. Лёссовая пыль более мягкая, чем кварцевая, но это достоинство компенсируется большим ее количеством.
Но износ деталей — это еще не все. Грязь оседает на датчике массового расхода воздуха, сбивая с толку блок управления двигателем. И пошло-поехало: нарушается дозировка топлива, возрастает аппетит мотора, увели чивается токсичность отработавших газов
Что касается дизеля, он всегда отличался жесткими требованиями к точности изготовления деталей и их чистоте в процессе эксплуатации. А современный многолитровый агрегат с прецизионной топливной аппаратурой и дорогими системами снижения токсичности отработавших газов эти требования приумножил.
Поэтому в любом двигателе есть воздухоочиститель. Кроме собственно фильтрации, он выполняет функции глушителя шума при всасывании воздушной массы, а в бензиновых моторах — и регулятора температуры горючей смеси.
НАУКА НАЧИНАЕТСЯ С КЛАССИФИКАЦИИ
Как рассказали автору в НАМИ, системы фильтрации воздуха классифицируют по двум признакам:
- по количеству ступеней очистки (одно-, двух- и трехступенчатые);
- по способу улавливания пыли.
В последнем случае различают шесть типов систем:
- сухие инерционные со сбором отсепарированной пыли в бункер;
- сухие инерционные с отсосом пыли посторонним устройством;
- сухие инерционные с выбросом пыли в атмосферу;
- инерционно-масляные;
- использующие фильтрующие элементы со смоченной маслом набивкой;
- использующие сухие фильтрующие элементы.
Первые три типа применяются в основном в двух- или трехступенчатых очистителях на грузовых автомобилях и тракторах. Четвертый тип стал достоянием истории. Однако инерционно-масляные системы честно отработали свой век и заслужили долю уважения. Что касается элементов со смоченной набивкой (пятого типа), то они используются в основном на дорогих или спортивных автомобилях. А вот шестой тип — самый популярный, самый востребованный. Ему и уделим основное внимание.