На стабилизацию обстановки в Сирии влияет не только сложный клубок внутренних противоречий, но и ряд внешних факторов. Это взаимоотношения с Сирийской Арабской Республикой (САР), с различными странами, в частности, с Россией, США, Турцией, Ираном, Саудовской Аравией, Катаром, Ливаном и Израилем, а также другими партнерами. Рассмотрим лишь некоторые из них. При этом необходимо учитывать такие критерии, как: цель вмешательства во внутренние дела САР; объем ВВП и состояние экономики; количество финансовых средств, выделяемых (пусть и предположительно) на какое-либо участие в делах САР; технологический уклад и преобладающий технологический способ производства; место в Совете безопасности ООН (постоянный член, временный член, не состоит в Совбезе); характер заявленной политики в отношении САР; наличие и содержание публичных доктринальных документов в отношении САР; национально-этническая и религиозная идентичность этих стран с народом и политической элитой САР; наличие и количество партнеров; количество личного состава вооруженных сил, количество и качество военной техники и вооружений в регионе; демографический фактор.
Позиция России по Сирии определяется ее представлениями о миропорядке, согласно которым применение силы должно осуществляться под контролем ООН, а смена режимов за счет вмешательства извне недопустима. Примером может служить отношение России к «арабской весне», которую она рассматривала как исламистскую революцию. Что касается Сирии, то российские власти опасались радикализации конфликта в стране и его дальнейшего распространения. В результате усилия России в рамках сирийского урегулирования сводятся к трем главным направлениям: стабилизация ситуации «на земле» и борьба с оставшимися очагами терроризма; оказание всестороннего гуманитарного содействия Сирии; продвижение осуществляемого самими сирийцами политического процесса при содействии ООН в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН и решениями Конгресса сирийского национального диалога [11].