По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Воз и ныне там… Проблема государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России

Ключевые слова:

В нашей стране каждый частный магазин, небольшое предприятие по производству, пусть даже массовому, и небольшое ателье по пошиву одежды принято относить к сфере малого и среднего бизнеса. О проблемах этой сферы говорится давно и долго. И если в некоторых странах даже в кризисное время подобным предприятиям уделяется особое внимание, то у нас, в стране сырьевой экономики, воз и ныне там. Побеседовав с экспертами рынка, мы пришли к неутешительным выводам, хотя точки роста нам все же удалось обнаружить.

Людей, готовых быть хозяином своего дела, в России становится все меньше. И это несмотря на усилия государства по развитию малого бизнеса в последнее время. Индустрия моды, в которой большинство занятых людей, а также те, кто получает от них подряды, относят себя к предпринимателям, похоже, оказалась под очередным ударом.

Напомним, что пять лет назад президент страны представил общественности программу «100 шагов», которая должна была вывести Россию по условиям ведения бизнеса со 120-го на 20-е место в мировом рейтинге. Был учрежден пост уполномоченного по правам предпринимателя. Даже разработали план по упрощению подключения предпринимателей к электросетям, согласования строительных работ. Для небольших мастерских по пошиву одежды и ателье, казалось, вот-вот решатся требующие уйму времени проблемы. Но, увы, данный сектор экономики так и остается самым уязвимым, а бизнес-омбудсмен, кажется, занят не реальными предпринимателями, а олигархами, которых зазывает вернуться в Россию из Лондона.

Сокращение числа предпринимателей большинство аналитиков связывают с повышением налоговых отчислений в Пенсионный фонд РФ. Но тут нужно честно признаться, что теневые механизмы ведения в нашей стране малого и среднего бизнеса никогда не становились ни для кого откровением, а дача взятки отдельно взятому чиновнику до сих пор остается простым и распространенным решением проблемы. В этом смысле мы не оригинальны. В 1990-х годах подобными методами выживала Бразилия, сегодня все описанные методы с той или иной степенью успеха действуют в Италии. Да вот только в Италии предприятия среднего и малого бизнеса обеспечивают до 95% ВВП. А уж о развитии модной индустрии в Италии можно и не вспоминать.

Отдельные примеры успешных российских предприятий в сфере малого и среднего бизнеса заставляют осторожно задуматься, что дело не только в масштабной государственной поддержке этой сферы. Когда же в адрес госструктур слышишь фразы вроде «Уж если не помогаете, то хотя бы не мешайте», невольно задумываешься, что круг проблем у «малышей» в отрасли несколько шире.

Для Цитирования:
Воз и ныне там… Проблема государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России. Современная торговля. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: