В социальных сетях 95% сообщений — это спам, шеры, репосты и только 5% сообщений оригинальны. Причем социальные сети целенаправленно тренируют рефлекс «запóсти» на распространение вброса, приучают пользователей к шаблонному поведению: опубликуй свое фото десятилетней давности, расскажи, как тебя не взяли на работу, поставь радужный флаг на аватарку, осуди чиновника и т.п.
А сеть TikTok, адресованная в первую очередь детям, прямо предлагает повторить чьи-то действия и выложить видео в сеть.
Периодически в социальных сетях проводятся информационные атаки. Например, в канун 9 Мая резко возрастает число сообщений, в которых Советский Союз называют виновником начала войны, оккупантом и пр. Анализ аккаунтов по географической привязке позволяет говорить об «импорте повестки», то есть информация появляется в региональном сегменте социальных сетей других государств, после чего переходит в российский сегмент, пользователи которого лишь распространяют то, что уже было написано и загружено в сеть до них. Центров генерации подобного контента не так много, и их можно вычислить с помощью анализа ретроспективных данных.
К таким выводам пришли специалисты российской компании «Крибрум». Поисковик компании анализирует 340 млн аккаунтов — 200 млн сообщений и картинок в сутки. Работа ведется в режиме реального времени, большинство сообщений обрабатываются в течение нескольких минут. Охвачено все инфополе (Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «ЖЖ», «Одноклассники», «Мой мир», Instagram, YouTube, TikTok, блоги/форумы, 22 тыс. интернет-СМИ) и все виды контента (посты, комментарии, ссылки, шеры, лайки, подписи к видео и картинкам). Языки — русский, английский, арабский, китайский и языки СНГ.
Возглавляет компанию «Крибрум» Игорь Станиславович Ашманов. В 1983 г. окончил мехмат МГУ по кафедре высшей алгебры. Кандидат технических наук, заведующий кафедрой цифровой социологии ВШССН МГУ. С 1987 г. занимается системами искусственного интеллекта. Создатель системы правописания ОРФО, разработчик спам-фильтров, электронных словарей, систем анализа и мониторинга социальных сетей и СМИ.