По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Войлок возрождается в Башкирии в новом художественном качестве

Сегодня войлок является брендом республики Башкортостан. Процесс возрождения традиционного войлоковаляния начался еще в 2000-е гг., когда возник интерес к работе мастеров-войлочников со всей республики. О себе и своем творчестве рассказывает Земфира Гилязова — художник, график, педагог, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, член СХ России с 2015 г., член Международного союза педагогов-художников с 2018 г., лауреат большинства престижных конкурсов, выставок, проектов по декоративно-прикладному искусству

В жизненном укладе кочевых народов, в том числе и башкир, войлок имел особенно большое значение: им застилали каркас юрты, покрывали полы и нары; он использовался в боевом убранстве коня и всадника, в одежде, головных уборах и обуви, в домашней утвари и украшениях. Белым войлоком в знак особого уважения встречали самых дорогих гостей. Но в ХХ веке этот материал был почти забыт. Казалось, что навсегда утеряны и навыки его изготовления.

В 1990-е гг. в профессиональном декоративно-прикладном искусстве Башкирии лишь один художник работал с войлоком. С 2003 г. в республике начали проводиться специальные семинары, результатом которых стали выставки художественного войлока. Войлок возродился в новом художественном качестве. У истоков этого возрождения стояли заведующая Галереей народного искусства «Урал» К.Ш. Кайдалова, декан художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. Мифтахетдина Акмуллы, профессор и художник Т.Х. Масалимов; популяризацией семинаров и самого искусства войлока занималась режиссер и журналист Государственной телерадиокомпании «Башкортостан» Сарвар Рашитовна Сурина.

Я, Земфира Гилязова, — непосредственный участник этих семинаров и выставок. На свой первый семинар отправилась в 2006 г. в деревню Бурангул Абзелиловского района Башкирии. Был конец сентября, однако мне посоветовали взять зимние сапоги — в горах, где должно было пройти мероприятие, по утрам уже бывали заморозки. Встречали участников семинара у сельского клуба местные мастерицы — с хлебом-солью, в национальных костюмах с нагрудниками в настоящем серебре и кораллах, с песнями под гармонь. Проводили в нарядную юрту отведать угощения, характерные для этого дивного края. На вопрос: «Мы вообще-то хотели, чтобы вы нам показали черновую работу по валянию», услышали: «Вы хорошее дело начинаете, а хорошее дело начинается торжественно».

Красивые, нарядные, чинные, они начали валять шерсть. Светлая, пушистая, вычесанная от мусора и сухих трав овечья шерсть осенней стрижки раскладывалась на плотную ткань слоем в 6–8 см. Сверху выкладывался узор солярного знака из темной шерсти. Затем шерсть закрывали тюлем, поливали горячей мыльной водой из лейки, заворачивали на большую палку, завязывали в нескольких местах и катали на большом столе. Мастерицы непременно напевали при этом какую-нибудь песню.

Для Цитирования:
Войлок возрождается в Башкирии в новом художественном качестве. Дом культуры. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: