По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 281.911

Восточное папство?

Дионисий Алферов епископ, Русская православная церковь за рубежом, 75 East 93rd Street, New York, NY, 10128, U.S.A, E-mail: webmaster@synod.com

Основательное исследование истории главной православной церкви — Константинопольской[footnote]1[/footnote]. Автор использует большое количество сведений о взаимоотношениях Константинопольского патриархата с христианскими общинами, светской властью, а также с другими епископами, в том числе римским. Сделан вывод об особой роли, которую сыграло патриаршество в процессе обмирщения церковной жизни и контроля над нею антихристианских сил.

Литература:

1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. — Т. 3, 4. — М., 1994.

2. Карташов А.В. Вселенские соборы. — М., 1995.

3. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви. — СПб., 1997.

4. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X, XI веках. — СПб., 1998.

5. Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XVвека. — СПб., 1998.

6. Лебедев А.П. История восточной церкви под властью турок. Кн. 1 и 2. — СПб., 2004.

7. Мейендорф И., протоиерей. Византия, Русь и Литва. — М., 1998.

8. Скабалланович Н.А. Византийское государство и церковь в XI веке. Кн. 1 и 2. — СПб., 2004.

9. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 2 и 3. — М., 1997.

10. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. — Нью-Йорк, 1953.

Статья поступила 10.09.2018 г.

В мае 1453 г. армия турецкого султана Мехмеда II захватила Константинополь. Мы помним, что со времен «Епанагоги» (IX в.) греки твердо веровали и исповедовали, что царство от них не отнимется до скончания века, считая, что только они угодны Богу своей верою и благочестием. Теперь пришел конец их царству, но не конец их самомнению. Подобно иудеям, которые в падении Иерусалима в 70 г. винили «плохих евреев», не имевших зелотской ненависти (вроде Иосифа Флавия) и фарисейского благочестия, греки тоже считали виновными в падении столицы униатов и латинян (хотя именно латиняне и защищали город от турок), но не самих себя. И претензии Константинополя на господство в православном мире вовсе не были пересмотрены, хотя прежний «град царя и синклита» стал теперь градом исламского султана.

Через месяц после штурма города султан Мехмед назначил новым патриархом Геннадия Схолария. Во время Флорентийского собора этот придворный был активным сторонником унии, позже под влиянием митрополита Марка Эфесского стал ее противником. Во время осады города турками он проповедовал безнадежность его защиты, греховность помощи латинянам и униатам. Когда турки ворвались в город, его сторонники встретили их с миром. Султан по достоинству оценил эту пораженческую пропаганду. Геннадий принес султану присягу верноподданного, признал султана правопреемником византийских василевсов — и получил из его рук панагию, крест, посох и фирман (указ), подтверждающий права Константинопольской церкви. Султан учел, что православные греки, руководимые Геннадием, сдались туркам добровольно, и потому оставил им половину храмов Константинополя, в том числе храм Двенадцати апостолов, Влахернский храм и другие святыни. (У тех, кто сопротивлялся, мусульмане отбирали под мечети все храмы.) Через полвека патриархия утратила большинство этих храмов, отказавшись тратиться на их ремонт и передав их туркам. Сребролюбие вновь оказалось превыше всего.

Важнейшим положением фирмана Мехмеда и аналогичных фирманов всех последующих султанов было признание за Константинопольским патриархом статуса «милет-баши», главы «милета», т.е. общины всех православных христиан Османской империи. Милет-баша отвечал перед султаном за лояльность и уплату налогов православным населением, а взамен получал права над этим населением, превышающие его права даже при византийских императорах. Так, он получал право собирать в свою пользу десятину со всех православных, мог судить их своим судом по делам, кроме политических, и даже мог заключать их в тюрьму и ссылать на галеры. Он мог единолично смещать и назначать епископов, запрещать богослужения в целых областях за неподчинение себе или неуплату налогов и т.д. Избежать патриаршего суда человек мог, только перейдя в ислам. (К чести греков нужно сказать, что массового их перехода в ислам все-таки не было.) Воспользовавшись этими правами Константинопольские патриархи ликвидировали вновь автокефальные церкви Болгарии и Сербии, которые ранее признавали, и окончательно подчинили себе восточные патриархаты Османской империи, вернее то, что от них еще оставалось.

Для Цитирования:
Дионисий Алферов, Восточное папство?. Вопросы культурологии. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: