В настоящее время гидравлическими системами и оборудованием оснащены более 90% всей специальной, дорожно-строительной и коммунальной техники. Данные системы применяются для управления движениями рабочих органов, обеспечения работы дополнительного оборудования (выдвижных опор, гидроцилиндров различных исполнительных органов таких как, блоков вращения поворотных механизмов и т.д.). Основным источником энергии перечисленных выше устройств являются гидронасосы или гидромоторы (аксиально-поршневые), которые непосредственно превращают механическую энергию, получаемую от передачи крутящего момента на приводной вал, в энергию перемещения рабочей жидкости в гидросистеме, и наоборот. Кратко работу аксиального насоса можно представить следующим образом. При работе насоса, от внешнего привода происходит вращение ведущего вала, вместе с блоком цилиндров, который находится на этом же валу. Поршни, находящиеся в этом блоке производят вращательные и возвратно-поступательные, аксиальные движения. За одно вращение вала, каждый поршень совершает полный цикл забора рабочей жидкости и выталкивания ее в рабочую магистраль. На рис. 1 представлено общее устройство аксиального насоса. На сегодняшний день в нашей стране имеется огромное число строительно-дорожных и специальных машин иностранного производства таких фирм как Caterpillar, MAN, Liebherr, Hitachi, Volvo, John Deere, Komatsu и т.д., оснащенные аксиальными насосами различных мощностей. Нынешнее международное положение, и санкционное давление на Россию привело к тому, что поставки запасных частей к этому оборудованию стали весьма затруднительны.
В связи с этим у предприятий занимающихся ремонтом и эксплуатацией данного вида техники остро стоит вопрос о возможности внедрения в производственные процессы восстановительных технологий для изношенных деталей [1].
Приводной вал — одна из самых важных частей аксиального насоса. Именно он служит основной деталью, благодаря которой в движение приводятся и остальные части изделия. Дефекты данной детали, приобретенные во время эксплуатации, а именно самый распространенный — износ центральных шлицов по ширине, влекут за собой как большие траты на восстановление (до 40% стоимости насоса), так и к преждевременному выходу из строя практически всех подвижных деталей аксиальных насосов.