По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3.004 DOI:10.33920/sel-10-2508-04

Восстановление шатунов электроискровой обработкой и холодным газодинамическим напылением порошков

Задорожний Р. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФГАЦ ВИМ
Костомахин М. Н канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФГАЦ ВИМ

Представлены результаты микрометражных исследований ремонтного фонда шатунов двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 и Raba-MAN. Описана новая технология восстановления шатунов дизельных двигателей с косым разъемом комбинированием способов электроискровой обработки и холодного газодинамического напыления порошков. По результатам экспериментальных исследований определены физико-механические свойства и фреттинг-коррозионная стойкость применяемых при восстановлении шатунов покрытий.

Литература:

1. Костомахин М. Н. Влияние эксплуатационной надежности тракторов и зерноуборочных комбайнов на эффективность их использования: дис. … канд. техн. наук. — М., 2008. — 155 с. EDN NQGOAF.

2. Костомахин М. Н. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС / М. Н. Костомахин, М. Я. Лукьянов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2012. — № 7. — С. 34–39. EDN PNOQSD.

3. Дорохов А. С. Сбор информации о надежности сельскохозяйственных машин с использованием систем мониторинга с помощью контроля параметров технического состояния / А.С. Дорохов, М.Н. Костомахин, А.Н. Воронов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 8. — С. 53–61. EDN YAQTDN.

4. Дунаев А. В. О разработке в ГОСНИТИ методов и средств управления надежностью сельскохозяйственной техники / А. В. Дунаев, М.Н. Костомахин // Технический сервис машин. — 2020. — № 1 (138). — С. 196–206. DOI: 10.22314/2618-82872020-58-1-196-206. EDN QAWSBO.

5. Соломашкин А. А. Техническое состояние машины, ее исправность и работоспособность / А. А. Соломашкин, К. Г. Совин, М.Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 4. — С. 42–49. EDN YVXMLP.

6. Слинко Д. Б., Дорохов А. С., Денисов В. А., Лялякин В. П. Практика применения плазменно-порошковой наплавки при восстановлении изношенных деталей машин // Технология машиностроения. — 2019. — № 3. — С. 32–37. EDN VFRRXP.

В дизельных двигателях сельскохозяйственных, дорожно-строительных, лесных и других тяжелонагруженных машин применяются шатуны разнообразных конструкций как с прямым, так и с косым разъемом нижней головки.

Проведенный анализ ремонтного фонда шатунов с косым разъемом нижней головки на примере шатунов двигателей ЯМЗ-236/238 и Raba-MAN в до- и межремонтном периоде эксплуатации показал, что 66 и 36 % соответственно отверстий НГШ (нижних головок шатунов) имеют превышение допуска по износу, а 81 и 85 % превышают допустимые отклонения по форме отверстия. С учетом сочетания указанных дефектов НГШ 99 % шатунов ЯМЗ-236/238НБ и 96 % Raba-MAN требуют восстановления. При этом около 45 % НГШ ЯМЗ-236/238 и 40 % шатунов Raba-MAN из числа ремонтного фонда имеют износ до 200 мкм [1–3].

Шатуны с изношенными втулками верхних головок встречаются у 96 %, которые, как правило, заменяются новыми. Данные микрометражных исследований ремонтного фонда позволили оценить распределение и определить коэффициенты повторяемости основных дефектов шатунов.

Основными способами восстановления работоспособности шатунов с предельными износами и отклонениями формы поверхности НГШ в современном ремонтном производстве являются: обработка в ремонтный размер и нанесение покрытия. На обработку в ремонтный размер приходится практически все 100 % ремонтов шатунов. Это связано с простотой способа, однако произвести ремонт данным способом можно ограниченное количество раз.

Широкое применение в ремонтном производстве восстановления шатунов с использованием металлопокрытий ограничивается рядом технологических, экологических и экономических причин, главной из которых можно назвать недопущение термических методов при ремонте двигателей по техническим требованиям на капитальный ремонт [4–5].

Однако появление и развитие таких перспективных способов, которыми являются электроискровая обработка и холодное газодинамические напыление [6], позволили обойти вышеперечисленные препятствия при восстановлении шатунов и получать покрытия с заданными механическими свойствами, требуемой толщины, с минимальным термическим влиянием на основу.

Для Цитирования:
Задорожний Р. Н., Костомахин М. Н, Восстановление шатунов электроискровой обработкой и холодным газодинамическим напылением порошков. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: