Одним из важных направлений в деятельности ФНАЦ ВИМ является восстановление и упрочнение деталей машин.
За свою 60-летнюю историю ученые ВИМ и ГОСНИТИ многое сделали для развития этого направления. Но хотелось бы сказать о деятельности созданного в 1979 г. Всесоюзного научно-производственного объединения по восстановлению изношенных деталей автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин — ВНПО «Ремдеталь», которое отделилось от ГОСНИТИ и на протяжении 24 лет работало самостоятельно, а в 2003 г. опять вошло в структуру ГОСНИТИ, а далее — в ФНАЦ ВИМ.
Главными задачами ученых созданного ВНПО «Ремдеталь» были: разработка научных основ создания перспективной системы развития производств по восстановлению деталей; разработка и внедрение поточно-механизированных, роботизированных линий восстановления деталей, технологических процессов и нормативно-технической документации для восстановления деталей в условиях массового производства.
За время деятельности более чем 6-тысячного коллектива ученые института, конструкторы филиалов, работники опытных заводов разработали и внедрили 40 поточно-механизированных линий восстановления деталей, более 1,5 тыс. новых технологических процессов, 320 единиц опытных образцов, 44 РТМ, 7 ОСТов и ГОСТов.
Благодаря эффективной помощи ремонтным предприятиям по внедрению новых технологических процессов и оборудования росли объемы восстановления деталей по стране. К 1986 г. удельный вес восстановленных деталей составил 19,0 %, который был лучшим за все годы, включая время после развала Союза.
Наиболее эффективным и значимым для ремонтного производства следует считать электроконтактный метод восстановления деталей приваркой стальной ленты, проволоки и порошковых твердых сплавов (Поляченко А. В., Михайлов В. П., Бойченко А. Э., Персов Э. Д., Рогинский Л. С.).
Для восстановления деталей контактной приваркой было создано восемь типов унифицированных установок, предназначенных для восстановления деталей типа «вал», внутренних поверхностей отверстий корпусных деталей, коренных опор блоков двигателей, гильз цилиндров, шатунов, резьбовых участков валов и других деталей.