По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629:620.22

Восстановление блоков цилиндров ДВС

О. В. Казанников канд. техн. наук, e-mail: oleg97k@mail.ru

В настоящее время практически все работающие автономно машины и механизмы в качестве источников энергии имеют двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Наряду с неоспоримыми достоинствами ДВС, данный вид двигателей имеет и существенные недостатки. Прежде всего, это повышенный износ подвижных соединений, а также связанные с температурными и гидродинамическими процессами износ неподвижных деталей, таких как блоки цилиндров (БЦ), головки блока цилиндров (ГБЦ) и других корпусные детали.

Литература:

1. Павлишин С.Г. Корректирование режимов технического обслуживания с целью учета региональных условий эксплуатации (на примере седельного тягача KАМAЗ-65225-43) / С.Г. Павлишин, М.В. Стовпец, Ю.С. Павлишина // Мир транспорта и технологических машин. — 2020. — №1. — С. 25-33.

2. Павлишин С.Г. Решение типовых задач технической эксплуатации автомобилей. Учебное пособие / С.Г. Павлишин; [научный редактор Н.А. Иванов]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2021. — 150 с.

3. Мотовилин Г.В. Восстановление автомобильных деталей олигомерными композициями. — М.:Транспорт, 1981. — 111 с.

4. Михальченков A.M., Дроздов A.B. Упрочнение серого чугуна и технология изготовления деталей // Проблемы повышения качества машин: Тез. докл. международной науч.-техн. конф. РАН. — Брянск, 1994. — С. 130-131.

5. Котлобай А.Я. Анализ направлений и возможностей модернизации инженерной техники Вооруженных Сил / А.Я. Котлобай, А.А. Котлобай, В.Ю. Шляхтун, В.Ф. Тамело // Наука и военная безопасность. — 2014. — №1. — С. 27–30.

6. Химухин С.Н. Формирование структуры слоя на металлах и сплавах при электроискровой обработке / С.Н. Химухин, Ри Хосен, А.Д. Верхотуров, Э.Х. Ри. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. — 240 с.

7. Мулин Ю. И. Электроискровое легирование рабочих поверхностей инструментов и деталей машин электродными материалами, полученными из минерального сырья / Ю. И. Мулин, А. Д. Верхотуров. -Владивосток :Дальнаука, 1999. - 110 с.

8. Гитлевич А. Е. Массоперенос в поверхностных слоях стали и титана при многократном воздействии импульсных разрядов / А. Е. Гитлевич, П. А. Топала // Электронная обработка материалов. - 1989. - №6. - С. 20-23.

Блок цилиндров — одна из самых важных частей двигателя внутреннего сгорания. Именно он служит «основой», всего мотора. Повреждения, критические износы влекут за собой большие траты на восстановление (до 50% стоимости ДВС), а порой и замену данной детали. Также не маловажным является юридический аспект замены БЦ, поскольку это — номерная деталь, и этот номер может являться идентификатором не только данного ДВС, но и всего оборудования или машины в целом. В настоящее время в нашей стране имеется огромное число строительно-дорожных и специальных машин западного и азиатского производства Caterpillar, MAN, Liebherr, Hitachi, Volvo, John Deere, Komatsu и т. д, оснащенные ДВС различных модификаций и мощностей. Введенные против России санкции, практически отрезали прямые пути поставки запасных частей к этому оборудованию. В связи с этим у организаций занимающихся ремонтом и эксплуатацией данного вида техники остро стоит вопрос по принятию решений о дальнейшей судьбе основных корпусных деталей ДВС, имеющие дефекты, предельные износы или проработавшие нормируемое количество моточасов [1].

Целью данной работы является техническая оценка возможности применения метода электроискровой обработки при восстановлении отдельных дефектов блоков цилиндров ДВС тяжелой техники.

Блок цилиндров ДВС — это массивная, цельная деталь, которая в первую очередь служит для размещения в ней кривошипно-шатунного механизма. Нельзя однозначно сказать какие поверхности этой детали важные, а какие нет. Однако можно выделить основные или базовые поверхности, взаимное расположение и физическая целостность которых критически влияет на исправность самого блока цилиндров, и на работоспособность всего двигателя. Это такие поверхности как сами цилиндры или колодцы цилиндров, постели под вкладыши коленчатого и распределительного валов, верхняя и нижняя плоскости разъемовголовки блока цилиндров и масляного картера. Материал изготовления БЦ в основном серый и немного реже ковкий чугун. В работе в качестве объекта исследований был взят блок цилиндров двигателя Caterpillar C15. На рис. 1 представлен внешний вид блока после разборки.

Для Цитирования:
О. В. Казанников, Восстановление блоков цилиндров ДВС. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: