Блок цилиндров — одна из самых важных частей двигателя внутреннего сгорания. Именно он служит «основой», всего мотора. Повреждения, критические износы влекут за собой большие траты на восстановление (до 50% стоимости ДВС), а порой и замену данной детали. Также не маловажным является юридический аспект замены БЦ, поскольку это — номерная деталь, и этот номер может являться идентификатором не только данного ДВС, но и всего оборудования или машины в целом. В настоящее время в нашей стране имеется огромное число строительно-дорожных и специальных машин западного и азиатского производства Caterpillar, MAN, Liebherr, Hitachi, Volvo, John Deere, Komatsu и т. д, оснащенные ДВС различных модификаций и мощностей. Введенные против России санкции, практически отрезали прямые пути поставки запасных частей к этому оборудованию. В связи с этим у организаций занимающихся ремонтом и эксплуатацией данного вида техники остро стоит вопрос по принятию решений о дальнейшей судьбе основных корпусных деталей ДВС, имеющие дефекты, предельные износы или проработавшие нормируемое количество моточасов [1].
Целью данной работы является техническая оценка возможности применения метода электроискровой обработки при восстановлении отдельных дефектов блоков цилиндров ДВС тяжелой техники.
Блок цилиндров ДВС — это массивная, цельная деталь, которая в первую очередь служит для размещения в ней кривошипно-шатунного механизма. Нельзя однозначно сказать какие поверхности этой детали важные, а какие нет. Однако можно выделить основные или базовые поверхности, взаимное расположение и физическая целостность которых критически влияет на исправность самого блока цилиндров, и на работоспособность всего двигателя. Это такие поверхности как сами цилиндры или колодцы цилиндров, постели под вкладыши коленчатого и распределительного валов, верхняя и нижняя плоскости разъемовголовки блока цилиндров и масляного картера. Материал изготовления БЦ в основном серый и немного реже ковкий чугун. В работе в качестве объекта исследований был взят блок цилиндров двигателя Caterpillar C15. На рис. 1 представлен внешний вид блока после разборки.