По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.791.669.13

Восстановительная наплавка чугуна

Д.Б. Слинко канд. техн. наук, ФГБНУ ГОСНИТИ, г. Москва, Россия
Л.Д. Варламова МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия

Предложена технология, позволяющая восстанавливать и сваривать чугунные детали с использованием дешевых присадочных материалов. Разработанная технология и газоэлектрическая горелка для холодной сварки-наплавки чугуна позволяют подавать одновременно в сварочную ванну присадочный материал в виде цельнотянутой проволоки и порошковые сплавы.

Литература:

1. Луппиан Г.Э., Сименятов В.Г. Восстановление вибродуговой наплавкой в кислороде чугунных коленчатых валов // Автоматическая наплавка. – 1968. – № 4. – С. 38–40.

2. Лялякин В.П. Восстановление деталей машин и механизмов // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. – 2012. – № 5. – С. 9–10.

3. Воловик Е.Л. Справочник по восстановлению деталей. – М.: Колос, 1981. – 351 с.

4. Сварка в машиностроении: Справочник. – В 4 т. – М.: Машиностроение. – Т. 2 / Под ред. А.И. Акулова. – 1978. – 462 с.

5. www.tehnonova. ru.

6. Патент 111047 РФ. Газоэлектрическая горелка для сварки и наплавки чугуна / В.И. Черноиванов, В.П. Мурзаев, Д.Б. Слинко и др. Заявка: 2011126493, 10.12.2011.

7. Болтон У. Конструкционные материалы: металлы, сплавы, полимеры, композиты: Карманный справочник: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Додэка – XXI», 2004. – 320 с.

В машиностроении 50% деталей машин изготавливают в основном из серых чугунов марок СЧ18, СЧ21 и слаболегированных чугунов [1]. В процессе эксплуатации и ремонта кроме износа сопряжений возникают аварийные дефекты, особенно в деталях двигателей: трещины, пробоины, сколы в головках и блоках цилиндров, в стенках водяной рубашки, а также в перемычках между цилиндрами. Восстановление данных дефектов горячей сваркой чугунными электродами, прутками или полугорячей сваркой порошковыми проволоками типа ППЧ-2, ППЧ-3 является малопроизводительным, трудоемким и дорогостоящим процессом, что в значительной степени ограничивает применение этих способов в ремонтной практике [2].

При холодной сварке чугуна электродами ЦЧ-3,4, МНЧ-2 и др. процесс менее трудоемок, но требует высокой квалификации специалиста и тщательного соблюдения технологии. При нарушении технологии сварки и в результате высокой скорости охлаждения шва и околошовной зоны в них образуются закалочные структуры, приводящие к возникновению трещин и пор.

Наиболее перспективной считается полуавтоматическая сварка чугуна самозащитной проволокой ПАНЧ-11. При ее использовании обеспечивается получение шва без видимого образования отбела по границе сплавления и, как следствие, снижение склонности к трещинообразованию. Получение качественных сварных соединений, близких по составу и структуре к свариваемому чугуну, при сварке проволокой ПАНЧ-11 обеспечивается за счет содержания в ней элементов-графитизаторов в виде углерода и кремния и никелевой основы [3]. Однако главным и существенным недостатком данного способа, сдерживающим его широкое распространение, является высокая стоимость проволоки и ее определенный дефицит.

Известно, что свариваемость чугуна можно повысить за счет введения в сварочную ванну никеля и титана. Это связано с измельчением металлической основы сплава и графитовых включений в чугуне [4]. Введение бора, хрома и меди в сварочную ванну, в свою очередь, позволяет образовывать сложнолегированные сплавы, которые снижают количество оксидов и измельчают структуру покрытий при кристаллизации.

Для Цитирования:
Д.Б. Слинко, Л.Д. Варламова, Восстановительная наплавка чугуна. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2015;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: