Методологию и логику любого научного исследования выражают сущность и системно организованная иерархия используемого в нем категориально-понятийного аппарата. Выражаемая системой категориально-понятийного аппарата сущность и органические взаимосвязи используемых в исследовании категорий и понятий характеризуют логику его теоретико-методологической базы.
Общеизвестно, что в познании социовоспроизводственных процессов важная роль принадлежит учету механизмов социальной мобильности, являющейся основной формой вхождения индивидов в ту или иную социальную общность, а также перехода из одной общности в другую. Его методология общеизвестна [1, 2, 8, 9, 14, 15, 16 и др.]. Тем не менее изучение специфики их современных тенденций требует уточнения ее новых механизмов. В связи с необходимостью интеграции в ходе формирования производительных сил качеств человека экономического и человека социального появилась потребность в осмыслении проблем использования социально-профессионального потенциала субъектов труда. Он существенно отличен от потенциала профессионального, обусловленного технологическими изменениями в труде. Появились сюжеты, связанные с возрастанием значимости знаний в воспроизводстве социально-профессионального потенциала современных трудовых общностей. К сожалению, именно проблематика социально-профессионального потенциала, да и более широкая проблематика кадрового потенциала, в философской и социологической литературе, особенно пореформенного периода, разрабатывалась крайне слабо.
Социально-профессиональный потенциал, по моему мнению, характеризуется совокупностью неиспользуемых общих и профессиональных знаний, умений, трудовых навыков и социальных качеств. В нем диалектически соединяются резервы человеческих и социальных факторов (в ином наименовании — капиталов) производительных сил. Этот потенциал — не просто сумма неиспользуемых способностей и созидательных возможностей квалифицированных работников (кадров); он включает в себя и резервные способности еще не вовлеченных в производство трудовых ресурсов. В частности, он зависит от технологической структуризации процессов производства, от характера различных форм его социальной организации и создания условий для перемены труда, позволяющих полнее использовать разнообразные профессиональные способности людей.