Ситуация в образовательной сфере осложняется тем, что сама система высшего профессионального образования подвергается структурно-функциональным изменениям, которые отличаются противоречивостью и непоследовательностью. Поэтому поиск путей повышения эффективности реализации учебных программ в образовательных учреждениях медицинского профиля идет по пути расширения и углубления воспроизводственных процессов, модернизации управления ведомственной системой профессионального образования.
Воспроизводство профессионального потенциала — это приоритетное направление государственной кадровой политики. Из этого определения вытекают требования к развитию профессионализма, методологии и организации профессионального образования кадров, способных работать в условиях реализации стратегии социально-экономического развития государства, расширения масштабов глобализации и гуманизации образовательного процесса.
Как основной механизм воспроизводства кадров здравоохранения, система профессионального образования врачей решает исключительно важную государственную задачу.
Ее суть в подготовке нового поколения медицинских кадров, востребованных системой здравоохранения в широком диапазоне профессий и специальностей отрасли. При этом воспроизводство профессионального потенциала общества является непрерывным процессом формирования и замещения должностей; воссоздания профессионально подготовленной части кадровых ресурсов здравоохранения, обладающих необходимой профессиональной компетентностью, работников, способных участвовать в производительных видах профессиональной служебной деятельности.
Методологической основой управления системой профессионального развития врачей, так же как и специалистов различных профилей подготовки, «должна стать концепция преодоления безсубъектности и понимания того, что главной целью современных реформ является не трансформация безликих структур, а реализация таких направлений реформирования, которые будут способствовать формированию высококвалифицированного специалиста с новым типом мышления».