По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008:130.2 DOI:10.33920/pol-01-2312-07

Восприятие культуры и отличительная характеристика культурной идентичности

Исра Шенгул Чеби канд. полит. наук, Национальная академия наук Кыргызской Республики, 720082, Кыргызская Республика, г. Бишкек, просп. Чуй, 265а, e-mail: scebihan@gmail.com

В этой статье рассматривается содержание понятий «нация» и «национальность» с точки зрения верховных идентичностей, построенных центральной властью, и субидентичностей, которые идентифицируют себя как нацию. Тезис о том, что владение государством не превращает группу в нацию, а что эта группа создает возможность превратить национальную идентичность в верховную идентичность, изучается на примере турок и кыргызов.

Литература:

1. Гибернау Гибернау Национальное государство и национализмы в ХХ веке, Транс: Айше Доманич, Сармал. Стамбул, 1996: 9–12.

2. Идентичность сформирована индивидом, но это не значит, что индивид является главным в формировании индентичности. Этот нюанс является одним из базовых спорных вопросов в социальной психологии. Генри Тэджфел, Ричард Д. Эшмор, Социальная идентичность, межгрупповые конфликты и уменьшение конфликтов, Oxford University Press, Оксфорд, 2001.

3. Зейнеп Даги, Идентичность, национализм и внешняя политика — трансформация России. Стамбул, 2002: 46.

4. Гюльгюн Меше. Взаимодействие стилей жизни и коллективной идентичности, Джумхуриет, Демократия и идентичность / Ред. Нури Билгин, Баглык Яйынлары. Стамбул, 1997: 431.

5. Ричард Дженкинс Социальная идентичность. Лондон, Рутледж, 1996: 4.

6. Жак Деррида. Размышления о сегодняшней Европе. Индианаполис: Издательство Университета Индианы, 1992: 129.

7. Питер Каценштейн. Культура национальной безопасности: нормы и идентичность в мировой политике. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1996: 59.

8. Йоран Терборн. Европейская современность и за ее пределами: траектория европейских обществ 1945–2000. Лондон: Публикации мудреца, 1995: 229.

9. Джеффри Уикс. Ценность различий, Идентичность: разница в культуре сообщества / Ред. Джонатан Резерфорд, Лоуренс и Уишарт. Лондон, 1990: 88–100.

10. Суави Айдын. Проблема идентичности, национальность и «турецкая идентичность». Анкара: Издательство «Прочие публикации», 1999: 13–14.

11. Бхикху Парех. Обоснованная идентичность. Преданные отношения, Идентичность: этническое разнообразие и сплоченность сообщества / Ред. Маргарет Уэтерелл, Мишлинн Лафлеш и Роберт Беркли. Лондон: Публикации мудреца, 2007: 130–135.

12. Чарльз Тейлор. Политика признания, Мультикультурализм: Политика признания / Ред. Эми Гутман / Пер. Юрданур Салман, Публикации Япы Креди. Стамбул, 2005: 47–49.

13. Стюарт Холл. Введение: Кому нужна «идентичность?». Вопросы культурной идентичности / Ред. Стюарт Холл и Пол Дю Гей. Лондон: Публикации мудреца, 1996: 4–7.

14. Пилле Петерсоо. Переосмысление инаковости: Конструирование эстонской идентичности, наций и национализма. 2007; 13, S:1: 117–133.

15. Парех, в.у.п., с. 132.

16. В.у.п., с. 134.

17. Кобена Мерсер. Добро пожаловать в джунгли: идентичность и разнообразие в политике постмодерна. Идентичность: разница в культуре сообщества / Ред. Джонатан Резерфорд, Лоуренс и Уишарт. Лондон, 1990: 43.

18. Айдын, в.у.п., с. 15.

19. Агнес Хеллер. Теория современности. Оксфорд: Blackwell Publishers, 1999: 116.

20. В.у.п., с. 128–129.

21. В.у.п., с. 134.

22. Крис Дженкс. Культура. Нью-Йорк: Рутледж, 1993: 11–12.

23. Ивонн М. Дондерс. На пути к праву на культурную идентичность? Нью-Йорк, Антверпен, 2002: 12.

24. Стюарт Холл. Культурная идентичность и диаспора. Идентичность: культурные различия сообщества / Ред. Джонатан Резерфорд, Лоуренс и Уишарт. Лондон, 1990: 223.

25. В.у.п., с. 225–226.

26. Крейг Калхун. Национализм, Транс: Билген Сютчуоглу, Стамбул Билги Юниверситеси Яйынлары. Стамбул, 2007: 25.

27. Герд Бауманн. Загадка мультикультурализма: переосмысление национальной, этнической и религиозной идентичности / Транс: Ишыл Демиракин, Дост Китабеви. Анкара, 2006: 85–87.

28. В.у.п., с. 32–33.

29. Бауманн, в.у.п., с. 32 — –33.

30. Тейлор, в.у.п., с. 42–51.

31. В.у.п., с. 52.

32. В.у.п., с. 79–80.

33. Сьюзан Вольф. Мультикультурализм: политика признания / Пер. Юрданур Салман / Ред. Эми Гутман, Публикации Япы Креди. Стамбул, 2005: 88.

34. В.у.п., с. 93.

35. Уилл Кимлицка. Мультикультурное гражданство: либеральная теория прав меньшинств / Транс: Абдулла Йылмаз, Айрынты Яинлары. Стамбул, 1998: 193.

36. В.у.п., с. 193–196.

37. В.у.п., с. 129.

38. Уилл Кимлика Либеральное сообщество и культура. Оксфорд: Кларендон Пресс, 1989: 166.

39. В.у.п., с. 164–165.

40. Кимлицка. Мультикультурное гражданство. Стамбул, 1998: 140.

41. В.у.п., с. 143–149.

42. Кимлицка. Либеральное сообщество. Стамбул, 1999: 166–168.

43. Нафиз Ток. Культура, идентичность и политика: подход к культурным вопросам, основанный на идентичности. Публикации Айрынты. Стамбул, 2003: 46.

44. В.у.п., с. 69–73.

45. В.у.п., с. 121–144

1. Guibernau Guibernau Yüzyılda Ulus Devlet ve Milliyetçilikler, Çev: Ayşe Domaniç, Sarmal, İstanbul, 1996, p. 9–12.

2. Identity is formed by the individual, but this does not mean that the individual is the main one in the formation of identity. This nuance is one of the basic controversial issues in social psychology. Henry Tafel, Richard D. Ashmore, Social Identity, Intergroup Conflict and Conflict Reduction, Oxford University Press, Oxford, 2001.

3. Zeynep Dağı, Kimlik Milliyetçilik ve Dış Politika-Rusya’nın Dönüşümü, Boyut Kitapları, İstanbul, 2002, p. 46.

4. Gülgün Meşe Yaşam Stilleri ve Kolektif Kimlik Etkileşimi, Cumhuriyet, Demokrasi ve Kimlik, Der.: Nuri Bilgin, Bağlam Yayınları, İstanbul, 1997, p. 431.

5. Richard Jenkins Social Identity, Londra, Routledge, 1996, p. 4.

6. Jacques Derrida Reflections on Today’s Europe, Indiana University Press, Indianapolis, 1992, p. 129.

7. Peter Katzenstein The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics, Columbia University Press, New York, 1996, p. 59.

8. Göran Therborn European Modernity and Beyond: The Trajectory of European Societies 1945–2000, Sage, Londra, 1995, p. 229.

9. effrey Weeks The Value of Difference, Identity: Community Culture Difference, Ed: Jonathan Rutherford, Lawrence and Wishart, London, 1990, p. 88–100.

10. Suavi Aydın, Kimlik Sorunu Ulusallık ve «TürkKimliği», Öteki Yayınevi, Ankara, 1999, p. 13–14.

11. Bhikhu Parekh Reasoned Identitiep. A Committed Relationship, Identity: Ethnic Diversity and Community Cohesion, Ed: Margaret Wetherell, Michelynn Lafleche and Robert Berkeley, Sage Publications, London, 2007, p. 130–135.

12. Charles Taylor Tanınma Politikası, Çokkültürcülük: Tanınma Politikası, Ed: Amy Gutman, Çev: Yurdanur Salman, Yapı Kredi Yayınları, İstanbul, 2005, p. 47–49.

13. Stuart Hall Introduction: Who Needs ‘Identity?’, Questions of Cultural Identity, Ed: Stuart Hall ve Paul Du Gay, Sage Publications, London, 1996, p. 4–7.

14. Pille Petersoo Reconsidering Othernesстр: Constructing Estonian Identity, Nations and Nationalism, January 2007, Vol: 13, S:1, p. 117–133.

15. Parekh, ibid, p. 132.

16. Ibid, p. 134.

17. Kobena Mercer Welcome to the Jungle: Identity and Diversity in Postmodern Politics, Identity: Community Culture Difference, Ed: Jonathan Rutherford, Lawrence and Wishart, London, 1990, p. 43.

18. Aydın, ibid, p.15.

19. Agnes Heller A Theory of Modernity, Blackwell Publishers, Oxford, 1999, p. 116.

20. Ibid, p. 128–129.

21. Ibid, p. 134.

22. Chris Jenks Culture, Routledge, New York, 1993, p. 11–12.

23. Yvonne M. Donders Towards a Right to Cultural Identity?, Intersentia/Antwerpen/Oxford, New York, 2002, p. 12.

24. Stuart Hall Cultural Identity and Diaspora, Identity: Community Culture Difference, Ed: Jonathan Rutherford, Lawrence and Wishart, London, 1990, p. 223.

25. Ibid, p. 225–226.

26. Craig Calhoun Milliyetçilik, Çev: Bilgen Sütçüoğlu, İstanbul Bilgi Üniversitesi Yayınları, İstanbul, 2007, p. 25.

27. Gerd Baumann Çokkültürlülük Bilmecesi: Ulusal, Etnik ve Dinsel Kimlikleri Yeniden Düşünmek, Çev: Işıl Demirakın, Dost Kitabevi, Ankara, 2006, p. 85–87.

28. Ibid, p. 32–33.

29. Baumann, ibid, p. 32–33.

30. Taylor, ibid, p. 42–51.

31. Ibid, p. 52.

32. Ibid, p. 79–80.

33. Susan Wolf Yorum, Çokkültürcülük: Tanınma Politikası, Çev: Yurdanur Salman, Ed: Amy Gutman, Yapı Kredi Yayınları, İstanbul, 2005, p. 88.

34. Ibid, p. 93.

35. Will Kymlicka Çokkültürlü Yurttaşlık: Azınlık Haklarının Liberal Teorisi, Çev: Abdullah Yılmaz, Ayrıntı Yayınları, İstanbul, 1998, p. 193.

36. Ibid, p. 193–196.

37. Ibid, p. 129.

38. Will Kymlicka Liberalism Community and Culture, Clarendon Press, Oxford, 1989, p. 166.

39. Ibid, p. 164–165.

40. Kymlicka Çokkültürlü Yurttaşlık, İstanbul, 1998, p. 140.

41. Ibid, p. 143–149.

42. Kymlicka, Liberalism Community, İstanbul, 1999, p. 166–168.

43. Nafiz Tok Kültür Kimlik ve Siyaset: Kültüre İlişkin Meseleler için Kimlik Temelli Bir Yaklaşım, Ayrıntı Yayınları, İstanbul, 2003, p. 46.

44. Ibid, p. 69–73.

45. Ibid, p. 121–144.

Идентичность — это выражение самоопределения и позиционирования личности. Она дает ответ, кто есть человек и каково его мировоззрение. Это определение существования и принадлежности. Это объясняет, что представляет собой человек как в социальном, так и психологическом плане [1]. В этом смысле идентичность — это определение, которое создается индивидуумом в первую очередь на микроуровне [2]. Как самоопределение личности создает индивидуальную идентичность, так и самоопределение различных групп создает коллективную идентичность [3]. Коллективная идентичность — это осознание и чувства группы людей в принадлежности к какой-либо группе, обладающей уникальной особенностью и несущей единство [4]. Поэтому она связана со способами дифференциации от других лиц и групп в социальных отношениях отдельных лиц или групп [5]. Потому что все тождества могут существовать только с различиями. Нет идентификации, у которого не было бы «своего» и «чужого» [6]. По словам Петра Катценштейна, в процессе построения идентичности обращаются к уже взаимосуществующим и продолжающим развиваться образам себя и чужого [7]. Другими словами, процесс достижения идентичности в построении идентичности заключается во взаимном и непрерывном взаимодействии с процессом распознавания различий. Точно так же Горан Терборн представляет это же взаимодействие в виде диалектической связи между своим и его оппонентом — чужим [8]. Эта диалектическая связь, несомненно, является краеугольным камнем построения идентичности.

Становится понятно, что тема нашего исследования — идентичность — является понятием, объясняющим причастность, чем мы владеем совместно с людьми и что выделяет человека от других [9]. Исходя из этого определения, можно сказать, что идентичность — это делить с кем-то определенные вещи, и, на основе этих общих вещей, человек отделяется от других групп и приближается к группе, к которой чувствует причастность [10].

В соответствии с этой основой было указано, что идентичность основана на состоянии отношений; в соответствии с этим «идентичность в основном относится к тому, как человек определяет и идентифицирует себя по отношению к другим» [11]. Было установлено, что идентичность, которая возможна посредством этого определения и идентификации, приобретается через отношения с другими и, следовательно, имеет диалогический характер [12]. С другой стороны, кажется, что акцент на конкретное определение и идентификацию подразумевает, что идентичность включает отношения и измерение восприятия и оценки. Подчеркивается, что тождества следует понимать как явления, построенные в дискурсе и созданные некоторыми стратегиями повествования в определенных исторических и институциональных пространствах в конкретных дискурсивных формациях и практиках [13].

Для Цитирования:
Исра Шенгул Чеби, Восприятие культуры и отличительная характеристика культурной идентичности. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: