По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 174

Воспитательное значение курса этики в техническом университете

Панина Галина Владимировна доцент кафедры «Социология и культурология» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), кандидат философских наук, доцент, Россия, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5. E-mail: gpanina@mail.ru

Современный исследовательский университет ставит задачей не просто профессиональную подготовку студентов, но и приобщение их к современным стандартам профессиональной деятельности, включающим не только нацеленность на инновации, но и умение оценивать их социальные риски, минимизировать нежелательные последствия для общества и человека. В формировании подобных компетенций очень важны социогуманитарные курсы, несущие образовательные и воспитательные смыслы, в частности курс этики. Автор доказывает, что в техническом университете, готовящем инженеров в условиях расширяющейся техносферы и растущего влияния технологии на все сферы общества, особое значение приобретают социальные и гуманитарные компетенции.

Литература:

1. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. — М.: Прогресс, 1985.

2. Панина Г.В. Профессиональная этика в инженерном образовании // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2016. — № 2. — С. 99–104.

3. Панина Г.В. Социотехническое проектирование в инженерном образовании / Университетская этика: актуальная повестка дня / Под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова // Ведомости прикладной этики. — Вып. 47. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. — С. 139–151.

4. Рыбин В.А. Университет XXI века: антропологические перспективы образования и культуры. — М.: Книжный дом «Либроком», 2012.

5. Этика инженера: через понимание к воспитанию // Ведомости прикладной этики / Под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. — Вып. 42. — Тюмень: НИИ ПЭ, 2013.

Современное общество в силу обострившихся экологических и социальных проблем чрезвычайно чувствительно к результатам и последствиям технической деятельности и технологическим новациям в целом. Причем совершенно ясно, что сейчас жесткие запреты и однозначные инструкции ничего не решат, поскольку не отвечают потребностям современной цивилизации в самостоятельно действующем, инициативном индивиде. Поступками такого человека может руководить только моральное сознание, культивирующее личную ответственность и самостоятельный выбор. Решение проблем технологической безопасности лежит в русле этики, опирающейся на ответственную личность, неповторимую индивидуальность, для которой возможность свободно выражать мнение и действовать в соответствии с собственными принципами является непревзойденной ценностью. Современная система образования, задачами которой являются адекватное отражение потребностей общественного развития и воспроизведение индивида, способного поддержать и приумножить культурное богатство, должна обратить внимание на воспитание именно этих личностных качеств [5].

Общеизвестно, что содержание и структура образования диктуются общественными потребностями. На первых этапах хозяйствования технологии сводились к повторению устойчивых образцов деятельности, наиболее точному воспроизведению приемов и процедур обработки материалов природы. Воздействие на окружающую как природную, так и социальную среду было минимальным. Для регуляции такой деятельности достаточно было закрепления удачных образцов поведения и процедур деятельности в виде традиций, обрядов, ритуалов, то есть воспроизводящихся в неизменном виде целостных образцов поведения. Образовательная практика представляла собой общение мастера и ученика, освоение и повторение устойчивых технологических приемов.

Широкое распространение машин и технологизация профессиональной деятельности привели к появлению принципиально нового типа взаимодействия индивида с окружающей средой — промышленной революции и формированию производящего типа хозяйствования на основе интенсивного энерго- и материалозатратного природопользования. Были открыты новые источники энергии, созданы новые технологические приемы. Процесс труда обособился от своего носителя — человека и превратился в самостоятельно существующий тип деятельности со своими законами, требованиями, ритмом и последствиями. Эти процессы требовали становления целостной системы образования с единообразными требованиями к стандартным процедурам и операциям. Впервые на этом этапе развития цивилизации появляются школы, университеты, технические лицеи, создаются теории образования и воспитания, которые обосновывают необходимость овладения массивом знаний, превращения человека в самостоятельного пользователя машины, готового к воспроизводству и совершенствованию мира технических устройств, — добросовестного, трудолюбивого, политехнически грамотного и развитого, нацеленного на умножение мира искусственных предметов. Впервые востребованы инициатива и самостоятельность работника, осознана необходимость их стимуляции и регуляции. Появляются этические нормы профессиональной деятельности, которые, с одной стороны, задают общественно одобряемые и часто религиозно санкционируемые (как в протестантизме) нормы и идеалы, а с другой — призывают к освоению и одобрению их индивидом, которому надлежит сделать выбор исходя из понимания своего человеческого предназначения. Собственно, протестантская этика с ее понятием Beruf как профессией и призванием была первой общественно значимой системой этической регуляции профессиональной деятельности [2].

Для Цитирования:
Панина Галина Владимировна, Воспитательное значение курса этики в техническом университете. Ученый совет. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: