Современное общество в силу обострившихся экологических и социальных проблем чрезвычайно чувствительно к результатам и последствиям технической деятельности и технологическим новациям в целом. Причем совершенно ясно, что сейчас жесткие запреты и однозначные инструкции ничего не решат, поскольку не отвечают потребностям современной цивилизации в самостоятельно действующем, инициативном индивиде. Поступками такого человека может руководить только моральное сознание, культивирующее личную ответственность и самостоятельный выбор. Решение проблем технологической безопасности лежит в русле этики, опирающейся на ответственную личность, неповторимую индивидуальность, для которой возможность свободно выражать мнение и действовать в соответствии с собственными принципами является непревзойденной ценностью. Современная система образования, задачами которой являются адекватное отражение потребностей общественного развития и воспроизведение индивида, способного поддержать и приумножить культурное богатство, должна обратить внимание на воспитание именно этих личностных качеств [5].
Общеизвестно, что содержание и структура образования диктуются общественными потребностями. На первых этапах хозяйствования технологии сводились к повторению устойчивых образцов деятельности, наиболее точному воспроизведению приемов и процедур обработки материалов природы. Воздействие на окружающую как природную, так и социальную среду было минимальным. Для регуляции такой деятельности достаточно было закрепления удачных образцов поведения и процедур деятельности в виде традиций, обрядов, ритуалов, то есть воспроизводящихся в неизменном виде целостных образцов поведения. Образовательная практика представляла собой общение мастера и ученика, освоение и повторение устойчивых технологических приемов.
Широкое распространение машин и технологизация профессиональной деятельности привели к появлению принципиально нового типа взаимодействия индивида с окружающей средой — промышленной революции и формированию производящего типа хозяйствования на основе интенсивного энерго- и материалозатратного природопользования. Были открыты новые источники энергии, созданы новые технологические приемы. Процесс труда обособился от своего носителя — человека и превратился в самостоятельно существующий тип деятельности со своими законами, требованиями, ритмом и последствиями. Эти процессы требовали становления целостной системы образования с единообразными требованиями к стандартным процедурам и операциям. Впервые на этом этапе развития цивилизации появляются школы, университеты, технические лицеи, создаются теории образования и воспитания, которые обосновывают необходимость овладения массивом знаний, превращения человека в самостоятельного пользователя машины, готового к воспроизводству и совершенствованию мира технических устройств, — добросовестного, трудолюбивого, политехнически грамотного и развитого, нацеленного на умножение мира искусственных предметов. Впервые востребованы инициатива и самостоятельность работника, осознана необходимость их стимуляции и регуляции. Появляются этические нормы профессиональной деятельности, которые, с одной стороны, задают общественно одобряемые и часто религиозно санкционируемые (как в протестантизме) нормы и идеалы, а с другой — призывают к освоению и одобрению их индивидом, которому надлежит сделать выбор исходя из понимания своего человеческого предназначения. Собственно, протестантская этика с ее понятием Beruf как профессией и призванием была первой общественно значимой системой этической регуляции профессиональной деятельности [2].