Сегодняшние реалии подготовки студентов высших учебных заведений непосредственно связаны со сложным и драматичным процессом: повышение уровня специальной профессиональной подготовки сопровождается духовно-нравственной деградацией.
Проводя параллель с размышлениями Тоффлера А. о том, что в постиндустриальном обществе основной тенденцией образования является необходимость научиться «распознавать образ будущего», сформировать «привычку предчувствия», очевидно, что в системе российского образования должны были произойти существенные изменения. Эти изменения, которые коснулись каждого из нас, имеют общее название — «модернизация российского образования», но далеко не все научно-педагогическое сообщество понимает и принимает эти изменения. Основным понятием модернизации образования является эффективность. Это может привести «к угрозе снижения общего культурного уровня в обществе, так как формируется культура образования, единственным критерием которой является эффективность, а сама эффективность измеряется исключительно денежным выражением.
Настойчивость, с которой в общественное сознание внедряется экономическая рентабельность образования, приводит к мысли о существовании идеологического диктата как совокупности требований, предъявляемых профессорско-преподавательскому составу высшей школы.
Переход общества к инновационному развитию не является достаточным основанием для безоговорочного внедрения в систему высшего образования модернизаций, «вырывающих с корнем» гуманитарную культуру молодых россиян.
Идеологи от образования, которые навязывают установку на экономическую эффективность образования, не знают, очевидно, историю развития капитализма — того общественного строя. Что же, стоит напомнить, что в его основании критерии не экономической эффективности, а экономической культуры.
В функционировании экономическая культура раскрывает существенные особенности жизни общества, отражает формы экономического сознания, влияет на формирование экономических позиций, поскольку вырабатывает систему смыслообеспечивающих ценностей и основополагающих норм экономического поведения.