По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9.072 DOI:10.33920/nik-04-2501-15

Воспитание эмпатии у детей через взаимодействие с домашними питомцами

Иванова Анна Олеговна эксперт по популяризации ответственного владения животными, создатель YouTube каналов Magic Family, Magic Pets и Anny Magic, бакалавр, ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет». Россия, 117403, г. Москва, ул. Харьковская, д. 3 к. 6, кв. 90.

Почему кошка — не просто милая пушистая подруга, а настоящий учитель эмоционального интеллекта? Как собака помогает ребёнку стать заботливее и внимательнее? И что думают об этом учёные и практики? Многие зоопсихологи, кинологи и психологи исследовали влияния взаимодействия детей с домашними животными на развитие эмпатии. На основе данных зоопсихологии, психологии развития и эмпирических наблюдений автором доказано, что присутствие и участие ребёнка в заботе о питомце способствует формированию эмпатических способностей.

Литература:

1. Hoffman, M. L. (2000). Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice. — USA: Cambridge University Press, 331 p.

2. Davis, M. H. (2018). Empathy: A Social Psychological Approach. — New York: Routledge, 271 p.

3. Eisenberg, N., Fabes, R. A., Spinrad, T. L. (2006). Prosocial Development. In: Handbook of child psychology: Social, emotional, and personality development. — Hoboken: John Wiley & Sons, Inc, pp. 646–718

4. Melson, G. F., Peet, S., Sparks, C. (1991). Children’s Attachment to Their Pets: Links to Socio-Emotional Development. Children’s Aesthetic Experience of the Environment. Vol. 8, no. 2, pp. 55–65

5. McConnell, P. B. (2002). The Other End of the Leash: Why We Do What We Do Around Dogs. — New York: Ballantine Books, 272 p.

6. Serpell, J. (1991). Beneficial Effects of Pet Ownership on Some Aspects of Human Health and Behaviour. Journal of the Royal Society of Medicine. Vol. 84, iss. 12, pp. 717–720

7. Melson, G. F. (2001). Why the Wild Things Are: Animals in the Lives of Children. — Cambridge: Harvard University Press, 256 p.

8. Melson, G. F., Schwarz, R. L., Beck, A. M. (1997). Importance of Companion Animals in Children’s Lives — Implications for Veterinary Practice. Journal of the American Veterinary Medical Association. Vol. 211, iss. 12, pp. 1512–1518

9. McConnell, P. B. (2006). For the Love of a Dog: Understanding Emotion in You and Your Best Friend. — New York: Ballantine Books, 384 p.

10. Endenburg, N., van Lith, H. A. (2011). The Influence of Animals on the Development of Children. The Veterinary Journal. Vol. 190, iss. 2, pp. 208–214

11. Nikolskaya, A. V., Ulyanova, N. A. (2009). Non-targeted animal therapy. Positive and negative aspects of interaction with a dog in children and adults. — Moscow: Aquarium-Print, 208 p. (In Russian)

12. Carlisle, G. K., Lamontagne, A., Bibbo, J., Johnson, R. A., Lyons, L. A. (2024). Experiences of parents of autistic children who adopted a cat. Qualitative Social Work. Vol. 23, iss. 1, pp. 26–40

Дата поступления рукописи в редакцию: 14.04.2025

Дата принятия рукописи в печать: 15.05.2025

Эмпатия — это способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого. Не жалость, не услужливость, а внимание и понимание чужих эмоций. Психологи считают эмпатию одним из ключевых компонентов социального и эмоционального интеллекта, основой здоровых отношений, хорошего общения и морального развития. Уровень эмпатии напрямую связан с тем, насколько человек будет склонен к насилию, манипуляции или, наоборот, к сотрудничеству и дружбе. А закладывается это качество — в детстве. Эмпатия, как объект научного анализа, традиционно изучается в рамках когнитивной и аффективной психологии [1]. Считается, что она формируется в раннем детстве, особенно в возрасте 4–7 лет, когда ребёнок начинает осознавать различие между своими и чужими эмоциями. Это период активного развития префронтальной коры и лимбической системы, отвечающих за регуляцию эмоций и социализацию. Исследования последнего десятилетия подчёркивают значимость эмпатии для успешной адаптации в обществе, снижения уровня агрессии и формирования устойчивых межличностных связей [2] [3].

Вопрос о путях развития эмпатии у детей остаётся открытым. Я, как владелец животных с многолетним стажем, и, как эксперт с большим количеством детской аудитории, считаю, что взаимодействие ребёнка с животным может стимулировать развитие эмпатических качеств. И такой подход находит поддержку, как среди научного сообщества, так и в практике образовательной и терапевтической работы с детьми.

Домашние животные рассматриваются как фактор, способный оказывать положительное влияние на развитие ребёнка. Исследования Гейл Ф. Мелсон, профессора кафедры развития человека и семьи Университета Пердью, показали, что дети, имеющие постоянный контакт с животными, чаще проявляют сочувствие и заботу по отношению к другим [4]. Патрисия МакКоннелл, зоопсихолог и этолог, указывает на то, что взаимодействие с животными формирует у ребёнка навык «чтения» невербальных сигналов, что напрямую связано с развитием эмпатии [5]. В свою очередь, Джеймс Серпелл [6] подчеркивает, что животные действуют как эмоциональные катализаторы, стимулируя у детей альтруистическое поведение.

Для Цитирования:
Иванова Анна Олеговна, Воспитание эмпатии у детей через взаимодействие с домашними питомцами. Общенаучный журнал. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: