Дата поступления рукописи в редакцию: 14.04.2025
Дата принятия рукописи в печать: 15.05.2025
Эмпатия — это способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого. Не жалость, не услужливость, а внимание и понимание чужих эмоций. Психологи считают эмпатию одним из ключевых компонентов социального и эмоционального интеллекта, основой здоровых отношений, хорошего общения и морального развития. Уровень эмпатии напрямую связан с тем, насколько человек будет склонен к насилию, манипуляции или, наоборот, к сотрудничеству и дружбе. А закладывается это качество — в детстве. Эмпатия, как объект научного анализа, традиционно изучается в рамках когнитивной и аффективной психологии [1]. Считается, что она формируется в раннем детстве, особенно в возрасте 4–7 лет, когда ребёнок начинает осознавать различие между своими и чужими эмоциями. Это период активного развития префронтальной коры и лимбической системы, отвечающих за регуляцию эмоций и социализацию. Исследования последнего десятилетия подчёркивают значимость эмпатии для успешной адаптации в обществе, снижения уровня агрессии и формирования устойчивых межличностных связей [2] [3].
Вопрос о путях развития эмпатии у детей остаётся открытым. Я, как владелец животных с многолетним стажем, и, как эксперт с большим количеством детской аудитории, считаю, что взаимодействие ребёнка с животным может стимулировать развитие эмпатических качеств. И такой подход находит поддержку, как среди научного сообщества, так и в практике образовательной и терапевтической работы с детьми.
Домашние животные рассматриваются как фактор, способный оказывать положительное влияние на развитие ребёнка. Исследования Гейл Ф. Мелсон, профессора кафедры развития человека и семьи Университета Пердью, показали, что дети, имеющие постоянный контакт с животными, чаще проявляют сочувствие и заботу по отношению к другим [4]. Патрисия МакКоннелл, зоопсихолог и этолог, указывает на то, что взаимодействие с животными формирует у ребёнка навык «чтения» невербальных сигналов, что напрямую связано с развитием эмпатии [5]. В свою очередь, Джеймс Серпелл [6] подчеркивает, что животные действуют как эмоциональные катализаторы, стимулируя у детей альтруистическое поведение.