Персонал — это главный актив предприятия. Без персонала орудия труда мертвы. Человек — это ключевое звено на любом предприятии. А мотивация и стимулирование человека являются главными показателями, характеризующими эффективность работы этого ключевого звена.
А знаете ли вы, чем живет этот ваш главный актив — ваш Персонал? Что его волнует, чем он озабочен, как он оценивает вашу систему стимулов?
Работу по созданию действенной системы мотивации и стимулирования персонала можно подчинить определенному порядку, определенным правилам, которые дадут четкие представления о том, что и как делать для роста мотивации и повышения эффективности работы всего персонала предприятия.
Всего этих правил восемь. Их применение позволит лучше понять процесс мотивации, усвоить практические подходы управления им, наметить конкретные шаги по развитию системы управления персоналом на предприятии. Эти правила управления дают базу для совершенствования системы стимулирования на предприятии с целью получения большей отдачи от персонала.
Имеют место различные соотношения систем мотивации и стимулирования, определяющие правила управления в текущей практике предприятия. Итак, первые два правила.
Правило первое: чем больше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, тем сильнее ее действие и тем выше эффективность действия стимулов.
Правило второе (обратное): чем меньше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, тем слабее ее действие и тем ниже эффективность действия стимулов.
Это означает, что руководителю, по крайней мере, необходимо представлять, что собой представляют система мотивации и система стимулирования его персонала. Из чего они состоят, каково их наполнение и как люди их оценивают. Только отталкиваясь от данного тезиса, можно продуктивно двигаться дальше.
Как было показано выше, главная беда российского работодателя заключается в том, что он не знает соотношения между мотивацией и стимулированием персонала. И выявление этого соотношения (парадокс!) базировалось и продолжает базироваться на внутреннем ощущении руководителя мотивации своего персонала — «мотивации от начальника». Как известно, начальник все знает.