Переход к реализации федеральных государственных образовательных стандартов потребовал от преподавателя пересмотра содержания образования с точки зрения целенаправленного отбора как дидактических единиц, так и методов оценивания сформированности вида профессиональной деятельности.
Базовая подготовка по специальности «Сестринское дело» предполагает освоение вида профессиональной деятельности «Проведение профилактических мероприятий, в том числе профессиональных компетенций»:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
При изучении междисциплинарных курсов профессионального модуля (МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение, МДК 01.02 Основы профилактики, МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению) возникает необходимость развития умений консультативно-информационного характера, в частности «обучать население принципам здорового образа жизни; консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики, рационального и диетического питания».
При формировании умений прикладного характера – мероприятия по уходу за здоровым ребенком, определение содержания глюкозы крови и т.д. – каких-либо затруднений у преподавателя с выбором педагогических технологий обычно не возникает. Чаще всего используются как программированное обучение, так и групповые технологи (например, «работа в динамичных парах» при отработке манипуляций). В случае с формированием умений, связанных с развитием коммуникативной компетентности обучающихся, возникает ряд сложностей.
Вчерашние школьники недостаточно подготовлены к проведению самостоятельного обучения конкретного пациента:
— с трудом формулируют четкие рекомендации, в большинстве случаев употребляют стандартные «книжные» обороты, подчас не понимая части произносимых терминов;