Введение. Установление границ муниципальных районов является довольно трудоемким процессом, затрагивающим интересы многочисленных участников земельных отношений. Известно, что одной из составляющей повышения эффективности местного самоуправления выступает наличие закрепленных в установленном порядке границ территории.
В соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно законодательно определенным требованиям границы муниципальных образований устанавливаются с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений (населенных пунктов), входящих в их состав [3]. Кроме того, границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» территория муниципального образования (района) является объектом землеустройства, следовательно, установление границ муниципальных образований относится к землеустроительным работам, при выполнении которых должны соблюдаться также и принципы землеустройства [2].
Основная часть. Результаты исследования. Особенностью постановки на государственный кадастровый учет границ муниципального района, в отличие от постановки на учет земельных участков, является то, что в процедуре постановки на учет выполняются как землеустроительные, так и кадастровые работы.