Одним из показателей, указывающих на эффективность работы органов местного самоуправления, является доля собственных доходов в муниципальный бюджет в общем объеме бюджета. К собственным доходам бюджета относят:
1) должным образом обеспеченные источники дохода;
2) отчисления, поступающие в бюджет из регулируемых источников дохода;
3) дополнительные источники дохода.
Преобладание доли первого и третьего источников в бюджете указывает на зависимость от государственных поступлений, что означает определенного рода ограничения в целевом выделении средств на нужды населения муниципального образования. Преобладание второго источника указывает на самостоятельность муниципалитета. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к увеличению доли поступления в бюджет именно из этого источника.
Суверенность муниципального бюджета определяется финансовой политикой органов местного самоуправления, зависит от работы муниципальных предприятий и организаций, профессионализма сотрудников, отвечающих за организацию финансовой деятельности.
Законодательство регламентирует разработку и внедрение стратегии развития органами местного самоуправления, которая будет работать на экономическое развитие региона, улучшение качества жизни и благосостояние граждан.
Проводимая финансовая политика в целом соответствует задачам развития региона и повышения качества жизни граждан. Однако анализ формирования доходной части муниципальных бюджетов за последние три года выявил, что доля собственных доходов бюджета снизилась на 1,1 % и увеличилась доля федерального финансирования, что указывает на снижение уровня самостоятельности и независимости муниципалитетов.
Данные показатели указывают на наличие у органов местного самоуправления проблем в управлении муниципальными бюджетами. Среди основных проблем можно выделить:
• зависимость местных бюджетов от вышестоящих; это приводит к так называемому иждивенчеству и отсутствию у органов местного самоуправления мотивации к поиску путей пополнения местного бюджета;