Нормальное функционирование системы смазки обеспечивает продолжительную безаварийную работу двигателя. Надежная работа систем смазки, в свою очередь, зависит от качества моторных масел и исправного технического состояния масляных насосов и фильтров. Традиционно слабым звеном в этой системе считается масляный насос, отказы которого разделяются на два вида:
- снижение давления и подачи масла насосом в результате увеличения зазоров между трущимися поверхностями и увеличение утечек масла;
- прекращение подачи масла из-за разрушения деталей привода насоса, масляного поддона или маслозаборника. Данный тип отказа наиболее опасен, так как грозит выходом из строя коленчатого вала дизеля, шатунов и других элементов.
По условиям проектирования двигателей ресурс масляного насоса должен быть на уровне ресурса двигателя в целом. Поэтому производительность насоса выше необходимой двигателю, дабы компенсировать утечки масла через увеличивающиеся зазоры подвижных соединений, в которые смазка подается под давлением. Однако все конструкционные меры будут напрасными, если не будет обеспечена качественная очистка масла. Сильно загрязненное масло вызывает цепную реакцию износа во всем двигателе. Первым получает повреждения масляный насос, у которого интенсивно увеличиваются радиальные и торцевые зазоры качающих шестерен, следовательно, снижаются подача и давление масла. Крупные частицы загрязнений присасываются к сетке маслозаборника и уменьшают его проходное сечение. Частицы, присутствующие в грязном масле, могут вызывать заклинивание редукционных, предохранительных и сливных клапанов системы смазки в закрытом или открытом состоянии, что может привести к резкому повышению или понижению давления в системе. При повышении давления страдают сальниковые уплотнения. При понижении уменьшается подача масла, что приводит к нарушению условий смазки во всех системах двигателя. Таким образом, любые нарушения работы системы очистки масла не замедлят сказаться на работе двигателя.