По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вопросы совершенствования активного и интерактивного обучения в высшей школе

Шутьков С.А. профессор АНО ВПО «Национальный институт бизнеса», доктор экономических наук, профессор Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5.

Статья посвящена вопросу методики активного и интерактивного обучения в вузе. Показано, что современный этап реализации основных образовательных программ на основе федеральных образовательных стандартов третьего поколения ставит задачу широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Литература:

1. Алексеенко В.А., Шутьков С.А. Активное и интерактивное обучение. — М.: НИБ, 2012.

2. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. — 2005. — № 3. — С. 23–28.

3. Менте Морри ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. — СПб., 2002.

4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2006.

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие. — 5-е изд., стер. — М.: ИЦ «Академия», 2010.

Важной составляющей процесса образования на современном этапе является широкое применение таких средств обучения, которые способны сформировать у студента необходимые навыки и профессиональные качества. Задача преподавателя состоит не только в изложении новых знаний, но и в умении направить участников обучения на самостоятельный поиск оригинальных решений проблемных ситуаций, на повышение активности и инициативы.

В новых условиях преподаватель регулирует и организует учебный процесс, готовит методическое обеспечение, формулирует темы, вопросы и задания для обсуждения в группах, проводит консультации, контролирует выполнение намеченного плана, и в то же время для него открывается возможность выбора и сочетания наиболее эффективных методов обучения, что, несомненно, способствует повышению качества учебного процесса.

Основа активного и интерактивного обучения — это прежде всего диалоговое обучение на базе взаимодействия как между студентами и преподавателем, так и между самими студентами на базе индивидуальной, парной и групповой работы, использование проектной работы, ролевых игр, формирование навыков работы с различными источниками информации и документами.

Стратегическая задача преподавателя состоит в том, чтобы активно внедрять и использовать как известные активные и интерактивные формы, так и свои оригинальные разработки, то есть активно участвовать в процессе совершенствования учебного процесса. Для реализации требований современных стандартов в рабочей программе дисциплины (модуля) преподавателем должны быть отражены конкретные рекомендации по использованию активных и интерактивных форм обучения с кратким изложением технологии их применения.

Активные и интерактивные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит, что говорит о необходимости и целесообразности использования этих методов обучения. На сегодняшний день в образовательном процессе сложились и получили распространение три основные группы методов обучения: пассивные методы, активные методы и интерактивные методы.

Для Цитирования:
Шутьков С.А., Вопросы совершенствования активного и интерактивного обучения в высшей школе. Ученый совет. 2015;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: