Важной составляющей процесса образования на современном этапе является широкое применение таких средств обучения, которые способны сформировать у студента необходимые навыки и профессиональные качества. Задача преподавателя состоит не только в изложении новых знаний, но и в умении направить участников обучения на самостоятельный поиск оригинальных решений проблемных ситуаций, на повышение активности и инициативы.
В новых условиях преподаватель регулирует и организует учебный процесс, готовит методическое обеспечение, формулирует темы, вопросы и задания для обсуждения в группах, проводит консультации, контролирует выполнение намеченного плана, и в то же время для него открывается возможность выбора и сочетания наиболее эффективных методов обучения, что, несомненно, способствует повышению качества учебного процесса.
Основа активного и интерактивного обучения — это прежде всего диалоговое обучение на базе взаимодействия как между студентами и преподавателем, так и между самими студентами на базе индивидуальной, парной и групповой работы, использование проектной работы, ролевых игр, формирование навыков работы с различными источниками информации и документами.
Стратегическая задача преподавателя состоит в том, чтобы активно внедрять и использовать как известные активные и интерактивные формы, так и свои оригинальные разработки, то есть активно участвовать в процессе совершенствования учебного процесса. Для реализации требований современных стандартов в рабочей программе дисциплины (модуля) преподавателем должны быть отражены конкретные рекомендации по использованию активных и интерактивных форм обучения с кратким изложением технологии их применения.
Активные и интерактивные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит, что говорит о необходимости и целесообразности использования этих методов обучения. На сегодняшний день в образовательном процессе сложились и получили распространение три основные группы методов обучения: пассивные методы, активные методы и интерактивные методы.