Главными видами деятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей, являются общение и труд. Психология труда производит разделение профессий на группы в зависимости от того, с кем или с чем работает человек. Одна из групп — это профессии типа «Человек — Человек», где главный, ведущий предмет труда — люди, а профессии — врач, учитель, психолог и др. Для успешного труда в области профессий данного типа необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
По мнению А. А. Бодалева «…достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает. Громадное значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других людей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и общения, который накоплен человеком в ходе жизни…» [1].
Краткий перечень качеств, которые очень важны и необходимы в работе с людьми, особенно с пациентами, представляет собой:
— устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;
— потребность в общении;
— способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;
— умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей;
— умение находить общий язык с разными людьми [2].
Описывая личностные и профессиональные качества, присущие перечисленному типу профессий, Е. А. Климов говорит о важности оптимистического подхода к человеку, способности сострадать и сорадоваться, в который раз переживая одни и те же события, способности регулировать свое поведение, развивать наблюдательность и выдержку.