Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (далее — Стандарт), утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257 н, применяется в числе пяти федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу для практического применения с 01.01.2018.
Цель исследования: рассмотреть трудности первого применения Стандарта «Основные средства» в практике бухгалтерского учета нефинансовых активов организациями государственного сектора.
Задачи исследования: определение трудностей первого практического применения Стандарта «Основные средства», обоснование их причин, определение путей решения.
Материалы, методы и условия проведения исследования. Законодательные и нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету нефинансовых активов организаций бюджетной сферы, а также разъяснительные письма Минфина России. Министерством финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения Стандарта «Основные средства» и обеспечения единообразия перехода на новый стандарт организациями государственного сектора первое его применение было разъяснено системным письмом от 30.11.2017 № 02–07–07/79257 (далее — Рекомендации по первому применению). Письмом от 15.12.2017 № 02–07–07/84237 Минфином России были направлены для руководства Методические указания по применению Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее — Рекомендации).
Раздел III Стандарта устанавливает для материальных объектов два критерия их признания в качестве основных средств:
— прогнозирование субъектом учета получения от использования объекта экономических выгод или полезного потенциала;
— возможность надежной оценки первоначальной стоимости объекта как объекта бухгалтерского учета.
В этой связи Стандарт устанавливает, что «объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики», по сути, такие объекты выбывают из состава активов субъекта учета.