По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637, ВАК 08.00.12 DOI:10.33920/med-17-2005-02

Вопросы практического применения СГС «Основные средства»

Лукинова Елена Анатольевна канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» Россия, 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 90 Тел.: +7 (917)542-09-75 E-mail: elluk77@mail.ru ORCID iD: https://orcid.org/0000–0001–8323–247X

Законом «О бухгалтерском учете» в состав основополагающих документов в области регулирования бухучета, обязательных к применению, отнесены федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее — ФСБУ), которые должны быть разработаны на основе международных стандартов. ФСБУ для организаций государственного сектора (далее — стандарты госсектора, СГС) разрабатываются Минфином России в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. С 01.01.2018 из 29 первоначально запланированных к разработке СГС применяются на практике пять, в числе которых — СГС «Основные средства». В настоящей статье рассматриваются трудности, вызванные первым применением СГС «Основные средства», и способы их решения в практике бухгалтерского учета нефинансовых активов организациями государственного сектора.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 10.12.2019).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=32 0453&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.36496241764408155#08609548426852538 (дата обращения: 10.12.2019).

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 10.12.2019).

4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-Ф «О некоммерческих организациях». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 10.12.2019).

5. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_105885/ (дата обращения: 10.12.2019).

6. Приказ Минфина России от 19.03.2019 № 45н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019–2021 гг.». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_321274/ (дата обращения: 10.12.2019).

7. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216121/ (дата обращения: 10.12.2019).

8. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Основные средства”». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216119/ (дата обращения: 10.12.2019).

9. Письмо Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 «О направлении Методических указаний по применению переходных положений СГС “Основные средства” вместе с Методическими указаниями по применению переходных положений СГС “Основные средства” при первом применении». — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_283870/ (дата обращения: 10.12.2019).

10. Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «О направлении Методических указаний по применению Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Основные средства”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н». — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_285277/ (дата обращения: 10.12.2019).

11. Письмо МЭФ МО от 10.06.2019 № 25Исх-6641/ «О федеральных стандартах бухгалтерского учета организаций государственного сектора». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MOB&n=300274#017983772467040948. (дата обращения: 10.12.2019).

12. Письмо Минфина России от 24.04.2018 № 02-07-10/27705. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QSBO&n=18668#02 0237707798558358 (дата обращения: 10.12.2019).

13. Письмо Минфина России от 21.09.2018 № 02-07-10/67934. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QSBO&n=18883#06398460707639089 (дата обращения: 10.12.2019).

14. Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Налогообложение лизинговых операций / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная // Лизинг. — 2015. — № 11–12. — С. 64–68. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25101131.

15. Проданова Н.А., Зацаринная Е.И., Набиев Ш.Х. Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в Республике Таджикистан / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная, Ш.Х. Набиев // Бизнес и дизайн ревю. — 2016. — № 1 (1). — С. 2. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26168418.

1. “Budget code of the Russian Federation” of 31.07.1998 N 145-FZ. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (accessed 10.12.2019).

2. “Civil code of the Russian Federation (part one)” from 30.11.1994 No. 51-FZ. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=320453&fld=134&dst=1000000001.0&rnd=0.36496241764408155#08609548426852538 (accessed 10.12.2019).

3. Federal law of 06.12.2011 N 402-FZ “on accounting”. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855/ (accessed 10.12.2019).

4. Federal law No. 7-f of 12.01.1996 “on non-profit organizations”. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (accessed 10.12.2019).

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 14.10.2010 No. 834 “on the specifics of writing off Federal property”. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_105885/ (accessed 10.12.2019).

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 19.03.2019 No. 45N “on approval of the program for the development of Federal accounting standards for public sector organizations for 2019–2021”. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321274/ (accessed 10.12.2019).

7. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 31.12.2016 No. 256n “on approval of the Federal accounting standard for public sector organizations “Conceptual framework for accounting and reporting of public sector organizations”. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216121/ (accessed 10.12.2019).

8. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 31.12.2016 No. 257n “on approval of the Federal accounting standard for public sector organizations “Fixed assets”. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216119/ (accessed 10.12.2019).

9. Letter of the Ministry of Finance of Russia from 30.11.2017 No. 02-07-07/79257 “About the direction of Methodical instructions on application of transitional provisions of the GHS “fixed assets” together with “Methodical guidelines on application of transitional provisions of the GHS “fixed assets” the first application”. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_283870/ (accessed 10.12.2019).

10. Letter of the Ministry of Finance of Russia from 15.12.2017 No. 02-07-07/84237 “About the direction of Methodical instructions for application of Federal accounting standards for public sector organizations, “fixed assets”, approved. By order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 31.12.2016 N 257n”. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285277/ (accessed 10.12.2019).

11. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 10.06.2019 no. 25isx-6641/ “on Federal accounting standards for public sector organizations”. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MOB&n=300274#017983772467040948 (accessed 10.12.2019).

12. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 24.04.2018 no. 02-07-10 / 27705. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QSBO&n=18668#020237707798558358 (accessed 10.12.2019).

13. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 21.09.2018 no. 02-07-10 / 67934. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QSBO&n=18883#06398460707639089 (accessed 10.12.2019).

14. Prodanova, N.A., Zatsarinnaya, E.I. Taxation of Leasing Operations / N.A. Prodanova, E.I. Zatsarinnaya // Leasing. — 2015. — No. 11–12. — P. 64–68. — URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=25101131.

15. Prodanova N.A., Zatsarinnaya Е.I., Nabiev S.K. Experience in applying international public sector financial reporting standards in the Republic of Tajikistan / N.A. Prodanova, Е.I. Zatsarinnaya, S.K. Nabiev // Business and Design Review. — 2016. — № 1 (1). — P. 2. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26168418.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (далее — Стандарт), утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257 н, применяется в числе пяти федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу для практического применения с 01.01.2018.

Цель исследования: рассмотреть трудности первого применения Стандарта «Основные средства» в практике бухгалтерского учета нефинансовых активов организациями государственного сектора.

Задачи исследования: определение трудностей первого практического применения Стандарта «Основные средства», обоснование их причин, определение путей решения.

Материалы, методы и условия проведения исследования. Законодательные и нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету нефинансовых активов организаций бюджетной сферы, а также разъяснительные письма Минфина России. Министерством финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения Стандарта «Основные средства» и обеспечения единообразия перехода на новый стандарт организациями государственного сектора первое его применение было разъяснено системным письмом от 30.11.2017 № 02–07–07/79257 (далее — Рекомендации по первому применению). Письмом от 15.12.2017 № 02–07–07/84237 Минфином России были направлены для руководства Методические указания по применению Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее — Рекомендации).

Раздел III Стандарта устанавливает для материальных объектов два критерия их признания в качестве основных средств:

— прогнозирование субъектом учета получения от использования объекта экономических выгод или полезного потенциала;

— возможность надежной оценки первоначальной стоимости объекта как объекта бухгалтерского учета.

В этой связи Стандарт устанавливает, что «объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики», по сути, такие объекты выбывают из состава активов субъекта учета.

Для Цитирования:
Лукинова Елена Анатольевна, Вопросы практического применения СГС «Основные средства». Бухучет в здравоохранении. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: