По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.56 DOI:10.33920/vne-04-2408-04

Вопросы повышения мотивации к изучению второго иностранного языка (немецкого) как составляющего элемента политики мягкой силы в условиях сокращения внешних политических и торговых контактов

Маргарита Александровна Чурсина старший преподаватель кафедры романо-германских языков (направление «Немецкий язык»), ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» (ВАВТ), Россия, 119285, г. Москва, Воробьевское шоссе, д. 6а, E-mail: chursina11@gmail.com
Мария Александровна Шапор кандидат экономических наук, доцент, главный эксперт управления международного развития, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 123298, г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, д. 2, E-mail: chursina17@gmail.com, ORCID: 0000-0002-9762-2695

Представленная работа посвящена исследованию механизмов привлечения обучающихся (студентов специальностей внешнеэкономического или международно-правового профиля) и повышению мотивации у них к изучению второго иностранного языка (немецкого). Стоит отметить, что выбор автором журнала «Международная экономика» для изложения своих мыслей не является случайным, поскольку основной контингент читателей данного издания — также специалисты внешнеэкономического профиля. Таким образом, целью данной статьи является разработка предложений по реализации комплексного подхода к вопросам повышения мотивации изучения немецкого языка как второго иностранного языка, который, согласно позиции автора, включает в себя следующие составляющие его элементы: 1. Анализ внешних факторов, сформировавших современное состояние среды, где основную роль играет именно геополитика (даже не собственно политика или экономика отдельно взятых стран), а интересующее нас в большей степени сотрудничество с иностранными, в частности немецкими, компаниями, может быть в дальнейшем реализовано и (-или) продолжено с учетом использования механизмов концепции «мягкой силы», основным элементом которой является знание языка своего торгового (или) инвестиционного партнера. 2. Анализ концепции «мягкой силы» во взаимосвязи с изучением иностранного языка (немецкого) в современных реалиях. 3. Анализ используемых образовательных технологий для освоения иностранного языка (немецкого) в современных условиях геополитического кризиса, в частности обоснование работы с презентациями и их роль в освоении иностранного языка. 4. Заключительным элементом представленного подхода является собственно оценка роли преподавателя в создавшихся условиях и элементы его наставнической деятельности, помимо традиционной образовательной составляющей в ходе освоения данного предмета.

Литература:

1. Жерновая, О. Р., Смирнова, О. А. Язык как инструмент «мягкой силы» государства (на примере США) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: Философия, История, Социология, Юриспруденция, Политология, Культурология. — 2018. — № 4 (229). — С. 200–206

2. Чурсина, М. А. Создание креативной среды на уроке как необходимая составляющая обучения студентов иностранному языку // Материалы научно-практической конференции преподавателей кафедр иностранных языков. — М.: ВАВТ, 2015. — Т. 1. — Вып. 58.— С. 137–142

3. Шапор, М. А., Геворгян, Р. Р. Оценка влияния политических факторов на динамику экспорта российской нефти и нефтепродуктов на основе использования взаимосочетания методов PESTЕL- и SWOT-анализа // Международная экономика. — 2024. — № 1. — С. 19–34. doi.org/10.33920/vne-04-2401-02

4. Новый дипломатический словарь // Дипломатическая академия МИД России. [Электронный ресурс]. URL: http://diplomaticdictionary.com/dictionary/ (дата обращения: 20.04.2024)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 080100.62 «Экономика» // Алтайский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asu.ru/files/documents/00011656.pdf (дата обращения: 12.04.2024).

6. Значимость немецкого языка в мире // Language Art. [Электронный ресурс]. URL: http://language-art.ru/materialy/statji/znachimost-nemeckogo-yazyka-v-mire.html (дата обращения: 17.04.2024).

7. Nye, J. S. Soft Power // Foreign Policy. — 1990. — № 80. — С. 153–171

8. What are the top ten skills that employers want? // University of Kent study of multiple surveys. [Электронный ресурс]. https://www-s3-live.kent.edu/s3fs-root/s3fs-public/file/SKILLS_Employers_Value%20 2016%20PDF.pdf (дата обращения: 11.04.2024)

1. Zhernovaya, O. R., Smirnova, O. A. (2018). Iazyk kak instrument «miagkoi sily» gosudarstva (na primere SShA) [Language as an instrument of “soft power” of the state (using the example of the USA)]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 1: Regionovedenie: Filosofiia, Istoriia, Sotsiologiia, Iurisprudentsiia, Politologiia, Kul’turologiia [Bulletin of the Adyghe State University. Series 1. Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Culturology]. No. 4 (229), pp. 200–206. (In Russian)

2. Chursina, M. A. (2015). Creating a creative environment in the classroom as a necessary component of teaching students a foreign language. In: Materials of the scientific and practical conference of teachers of foreign language departments. — Moscow: RFTA, vol. 1, iss. 58, pp. 137–142. (In Russian)

3. Shapor, M. A., Gevorgyan, R. R. (2024). Otsenka vliianiia politicheskikh faktorov na dinamiku eksporta rossiiskoi nefti i nefteproduktov na osnove ispol’zovaniia vzaimosochetaniia metodov PESTEL- i SWOT-analiza [Assessing the Influence of Political Factors on The Dynamics of Exports of Russian Oil and Petroleum Products Based on the Use of a Combination of Pestel and Swot Analysis Methods]. Mezhdunarodnaia ekonomika [The World Economics]. No. 1, pp. 19–34. doi.org/10.33920/vne-04-2401-02. (In Russian)

4. Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (2024). New Diplomatic Dictionary. — Available at: http://diplomaticdictionary.com/dictionary/ (accessed: 20.04.2024). (In Russian)

5. Altai State University (2014). Federal state educational standard of higher professional education. Direction of training 080100.62 Economics. — Available at: https://www.asu.ru/files/documents/00011656.pdf (accessed: 12.04.2024). (In Russian)

6. Language Art. (2022). The importance of the German language in the world. — Available at: http:// language-art.ru/materialy/statji/znachimost-nemeckogo-yazyka-v-mire.html (accessed: 17.04.2024). (In Russian)

7. Nye, J. S. (1990). Soft Power. Foreign Policy. No. 80, pp. 153–171

8. University of Kent study of multiple surveys (2020). What are the top ten skills that employers want? — Available at: https://www-s3-live.kent.edu/s3fs-root/s3fs-public/file/SKILLS_Employers_Value%202016%20PDF.pdf (accessed: 11.04.2024). (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 01.05.2024

Дата принятия рукописи в печать: 10.06.2024

Представленное в рамках настоящей статьи исследование посвящено вопросам повышения мотивации изучения иностранного языка (немецкого) студентами нелингвистических вузов, что полностью коррелирует с целью данного исследования. В рамках данной работы нами был предложен комплексный подход к повышению мотивации изучения иностранного языка (немецкого) в качестве второго иностранного языка студентами нелингвистического профиля. Предложенный подход включает в себя четыре составляющих его элемента, первым из которых является анализ внешних факторов, сформировавших современное состояние среды, следующим элементом работы является общее понимание и теоретические основы применения механизмов «мягкой силы». Третий элемент представленного исследования — анализ используемых образовательных технологий для освоения иностранного языка (немецкого) в современных условиях геополитического кризиса. В свою очередь, четвертым и наиболее значимым для нас элементом представленного исследования является ответ на вопрос, каким образом преподаватель иностранного языка (немецкого) с учетом влияния современных геополитических факторов и использования языка как одного из элементов политики «мягкой силы» призван повысить мотивацию к изучению иностранного языка (немецкого).

Понятие силы было введено в международные отношения неолибералом Дж. Наем, а сам термин в русском языке, став полной калькой перевода с английского soft power, получил название «мягкая сила». Однако в последние годы данный термин был дополнен понятием, включающим в себя взаимосочетание понятий «жесткой» и «мягкой силы», отражающей трансформирующуюся природу мировой политики и международных отношений. Детерминантами этой трансформации выступают усиливающаяся взаимозависимость государств мира, так называемый феномен глобализации, и стремительное развитие информационных технологий. Наиболее часто в теории современных международных отношений понятие «мягкой и жесткой силы» уподобляется в случае сопоставления сфер влияния США и Китая, а также данное понятие распространяется на распределение сил в ЕС, Японии и России. Стоит отметить, что понятие «мягкой и жесткой силы» также распространяется на ТНК и иные глобальные образования современности.

Для Цитирования:
Маргарита Александровна Чурсина, Мария Александровна Шапор, Вопросы повышения мотивации к изучению второго иностранного языка (немецкого) как составляющего элемента политики мягкой силы в условиях сокращения внешних политических и торговых контактов. Международная экономика. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: