По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вопросы по таможенной стоимости

Попова Е. В. заместитель руководителя Московского представительства ЗАО «ИнВест Мультимодал», доцент кафедры таможенного дела и ВЭД МСЭИ, эксперт общеобразовательного проекта Российского экспортного центра, размышляет о проблемных аспектах нормативной базы и правоприменительной практики при определении таможенной стоимости товаров.

Идея для этой новой статьи совсем не нова. И как хотелось бы уже отойти от вопросов таможенной стоимости — кто только о ней не пишет и не говорит, но ежедневная практика не позволяет. Как сказано у поэта: «О, сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух, / И опыт, сын ошибок трудных, / И гений, парадоксов друг…» (А. С. Пушкин).

Несмотря на то что уже двадцать месяцев живем с новым Таможенным кодексом1 (далее — ТК ЕАЭС) и национальным законом о таможенном регулировании2 (далее — ФЗ № 289), открытий по-прежнему очень много, равно как и много вопросов.

Но начнем с самого начала. Глава 5 ТК ЕАЭС, глава 5 ФЗ № 289, ряд решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, в частности решение Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»3 (далее — решение № 42), определяют механизм применения методов определения таможенной стоимости и порядок осуществления контроля таможенной стоимости. Таким образом, с одной стороны, все аспекты столь проблемного вопроса таможенного дела нормативно урегулированы, с другой стороны, возникает вопрос: почему вопросы остаются?

Глава 5 ТК ЕАЭС включает ряд статей (37–45), которыми опреде лен терминологический аппарат, установлены принципы и методы определения таможенной стоимости. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых важных, по мнению автора статьи, аспектах. Пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС предусматривается, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС (метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Иными словами, представляя в целях совершения таможенных операций контракт купли продажи, предусматривающий свободную публичную сделку двух невзаимосвязанных лиц, при отсутствии ограничений стоимости сделки, декларант заведомо претендует на использование стоимости его контракта в качестве основы таможенной стоимости и, как следствие, основы для целей уплаты таможенных платежей. Вопрос: всегда ли таможенный орган согласен, что таможенной стоимостью в максимально возможной степени должна быть стоимость сделки?

Для Цитирования:
Попова Е. В., Вопросы по таможенной стоимости. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: