ВОПРОС
Государственное бюджетное учреждение оказывает платные медицинские услуги. В налоговой учреждение зарегистрировано по одному адресу. Учреждением арендован медицинский кабинет недалеко от основного места осуществления деятельности, где находится главная касса. В кабинете находится кассир, который осуществляет расчеты с клиентами с применением ККТ. Иные кассовые операции им не осуществляются (выдача средств под отчет, выдача заработной платы и т.п.). Ежедневно кассир формирует отчет о закрытии смены, изымает из ящика ККТ выручку, полученную за смену, и передает в тот же день в центральную кассу учреждения. Можно ли кассовые операции, осуществляемые в кабинете, вести в кассовой книге учреждения без оформления дополнительного листа кассовой книги для кабинета?
ОТВЕТ
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: несмотря на то что в кабинете кассир не осуществляет каких-либо иных кассовых операций, помимо расчетов, оформляемых с применением ККТ, и ежедневно передает выручку в кассу учреждения, это не является основанием не вести кассовую книгу обособленного подразделения, которым считается рассматриваемый кабинет.
Анализ судебной практики показывает, что налоговые органы придерживаются формальной позиции о том, что если есть кассовые операции, то должна быть кассовая книга — в том же месте, где эти операции осуществляются. Небольшая удаленность от главной кассы, наличие ККТ, ежедневная передача выручки и фискальных документов в кассу организации не являлись для судов основанием для освобождения от административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Обоснование вывода
Порядок применения контрольно-кассовой техники и порядок ведения кассовых операций в настоящее время регулируются:
— Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ);