Сегодня я вам расскажу о вопросах, возникающих на практике и поступающих в Федеральную таможенную службу, в частности в Главное управление «Центр мониторинга и оперативного контроля» ФТС России, по вопросу использования курса валюты при определении таможенной стоимости товаров в различных ситуациях, связанных с оплатой товаров, в валюте, отличной от валюты счета. Данный вопрос, как показывает практика, является очень чувствительным, дискуссионным. Хозяйствующие субъекты достаточно часто обращаются в таможенные органы и непосредственно — в Федеральную таможенную службу.
Хотел бы начать с правового регулирования данного вопроса. Так вот что мы имеем на сегодня и чем таможенные органы и прежде всего декларанты, которые вступают в таможенные правоотношения, руководствуются при определении таможенной стоимости товаров и ее заявлении при декларировании таможенным органам товаров посредством заполнения декларации таможенной стоимости или декларации на товары. Основной документ, который содержит нормы по определению таможенной стоимости, — это Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Глава 5 Таможенного кодекса регламентирует вопросы определения таможенной стоимости по всем шести методам. Но, поскольку мы говорим про применение курса валют, мы будем говорить о применении первого метода определения таможенной стоимости, который регламентирован положениями главы 5, в частности статьи 39, Таможенного кодекса. Положение статьи 39 гласит, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном, соответственно, статьей 39 Кодекса. Это общая норма, которая определяет, что является основой для определения таможенной стоимости. Пункт 1 статьи 39 говорит, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, соответственно, при добавлении дополнительных начислений, которые установлены статьей 40 при соблюдении положений пункта 1 в части ограничений, когда их нет. Так вот, из данной нормы следует, что цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, является основой. В пункте 3 этой же статьи сказано, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является сумма всех платежей за эти товары, которые осуществлены либо подлежат осуществлению покупателем в пользу продавца прямо или косвенно. Здесь важно отметить, что в тех ситуациях, когда цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, осуществлена либо будет осуществлена в рамках исполнения договорных обязательств между сторонами сделки в иностранной валюте, то данную иностранную валюту при определении таможенной стоимости необходимо пересчитывать по курсу валют, установленному Центральным банком на дату регистрации ДТ либо на дату заявления, если выпуск товара был осуществлен до подачи ДТ по заявлению. Из этого следует, что если оплата товаров осуществлена в валюте Российской Федерации, то пересчет такой валюты не требуется. Об этом также говорится в пункте 8 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Еще можно отнести к нормам, которые регулируют определение таможенной стоимости по первому методу, целый ряд решений Евразийской экономической комиссии, которые регулируют в той или иной степени в зависимости от ситуации, дополнительных начислений, добавлений к цене сделки, которые подлежат учету в структуре таможенной стоимости. В данном случае, когда мы говорим про курс валюты, говорить о каких-то других решениях Евразийской экономической комиссии не приходится.