* Исследование выполнено в рамках реализации тематического План-задания РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета в 2021 году.
Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) выступают важным звеном в обеспечении продовольственной безопасности, решении проблем эффективной занятости сельского населения, устойчивого развития сельских территорий. Максимальная эффективность использования средств господдержки крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и достаточное их предоставление невозможно без хорошо организованной системы информационного обеспечения, включая отчетность и систему учета, которые поставляют информацию в основном только по окончании календарного года. Следствием является упускаемая возможность индикативного мониторинга, анализа, оценки и контроля оперативного характера в системе сопроводительного управления бюджетного субсидирования, выделяемого крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Следует отметить, что в настоящее время относительно налажен предварительный контроль системой казначейского сопровождения. Средства субсидированной государственной помощи орган казначейства переводит крестьянским (фермерским) хозяйствам при выполнении установленных требований документального оформления.
Методологическим вопросам и формированию методической практики бухгалтерского учета государственной помощи в системе мер господдержки в аграрной экономике России посвящены работы Л.И. Хоружий [4, 6, 7], Р.А. Алборова, Е.В. Фастовой, Н.Г. Белова, Р.В. Костиной, А.И. Павлычева, В.Г. Широбокова, Н.Н. Хорохордина [4], Н.А. Кокорева [4–7], В.А. Матчинова [4–7], И.Н. Турчаевой [7], П.Н. Мишина [5, 7] и др.
Тем не менее, следует отметить, сравнительный анализ вариантов организации учета, раскрытия в отчетности информации о государственной помощи в системе государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств выявил ряд проблемных вопросов, включая повышение качества информации бухгалтерской и специализированной отчетности.