Внимание государства и социума к проблемам отечественного здравоохранения объясняет необходимость воспитания компетентных медицинских специалистов, которые следуют за новациями и отвечают вызовам XXI века. Рост профессиональных требований и воплощение личностно-ориентированного подхода делают актуальной потребность медицинских вузов в педагогах, которые совершенствуют профессиональное мастерство. Только такой преподаватель может решить одну из задач госпрограммы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», заключающуюся в осуществлении перехода от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта студентов.
Еще одна задача обозначенной программы — формирование системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также организация эффективной системы управления качеством. Управление качеством должно иметь в основе позитивную мотивацию, личностный и профессиональный рост для каждого сотрудника.
Социально-экономическое значение и актуальность этой задачи играют существенную роль в системе российского здравоохранения. Формирование эффективной системы управления качеством образования будет оказывать положительное влияние на повышение качества и доступности медицинской помощи для граждан. Качество и эффективность должны быть главными критериями оценки деятельности высшего медицинского образования и системы здравоохранения в общем.
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что российские и зарубежные авторы подробно рассматривают особенности медицинского образования, значение профессорско-преподавательского состава в условиях реформирования высшего медицинского образования, формирование разных компетенций и факторы, которые препятствуют или способствуют становлению профессионализма медицинских специалистов высшего звена. Но система непрерывного медицинского образования (НМО) и профессионального развития преподавателей медицинских высших учебных заведений находится на сегодняшний день на стадии становления. По этой причине целесообразно провести анализ особенностей организации личностно-ориентированной модели образования и практической деятельности врача.