Хорошо известно, что хлор является наиболее широко используемым дезинфицирующим веществом благодаря его низкой цене, свойству эффективно уничтожать бактерии и химической стабильности в воде. В резервуарной среде хлор может быть израсходован на реакции с соединениями железа, аммиака и органическими соединениями. Также хлор расходуется на взаимодействие с коррозионными материалами внутри резервуара, а также с биоматериалом, накопленным во внутренней среде. Все это естественным образом приводит к разложению хлора [1–5]. Рекомендованная WHO величина остаточной концентрации хлора в воде составляет 0,2–0,5 мг/л. Для оценки эффективности использования хлора в резервуарах сети часто используется метод исследования деградации хлора в некотором большом объеме воды [4,5]. Эта модель позволяет оценить количество остаточного хлора во времени с учетом исходной концентрации в воде. Кинетика взаимодействия хлора с водой определяется кинетическим уравнением первого порядка
где Сt — концентрация хлора в воде в момент t; k — постоянная скорости реакции, в час–1 или день–1.
Экспериментально снятая кривая зависимости (1) показана на рис. 1 [6]. Аналогичные экспериментальные исследования также проводились в [7]. Как видно из кривых, приведенных на рис. 2, общий характер изменения концентрации остаточного количества хлора в воде в основном подчиняется экспоненциальному закону.
Вместе с тем кинетическое уравнение первого порядка (1) не всегда адекватно отображает временную кинетику расхода хлора и изменение концентрации остаточного количества хлора.
Как указывается в работе [8], в тропических странах при температуре 25÷35 °С возможен значительный рост микробов, и к тому же усиление испарения хлора. Процессы фотолиза, происходящие под воздействием солнечных лучей, также ослабляют влияние гипохлористой кислоты на патогены [9]. Все это диктует необходимость детального изучения влияния температуры на кинетические процессы, происходящие при хлорировании питьевой воды.