Вхождение в состав Российской Федерации в сентябре 2022 г. четырех новых субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей потребовало приведения систем организации власти в них в соответствии с требованиями российского законодательства. Поскольку одномоментно сделать это невозможно, в федеральных конституционных законах, которыми было оформлено присоединение, для каждого из субъектов был предусмотрен переходный период — до 1 января 2026 г.
Данный период предусмотрен как для формирования новой правовой базы, так и построения собственно различных организационных структур, в том числе, и региональной государственной гражданской службы. При этом следует иметь в виду, что в каждом из регионов действовало свое законодательство о государственной службе. В ДНР и ЛНР действовали свои законы о гражданской службе — Закон ДНР от 15.01.2020 «О государственной гражданской службе» и Закон «О государственной гражданской службе Луганской Народной Республики» от 03.07.2015, которые в целом были разработаны по образу и подобию Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г., однако не полностью с ним совпадали. Уже в 2023 году были приняты новые законы — Закон ЛНР от 28.04.2023 «О государственной гражданской службе Луганской Народной Республики» и Закон ДНР «О государственной гражданской службе Донецкой Народной от 17.05.2023 г.
Что касается Херсонской и Запорожской областей, то в них до воссоединения действовало украинское законодательство о государственной службе, которое имело как сходство, так и различия с российским. В Запорожской области в 2023 году появился Указ временно исполняющего обязанности Губернатора Запорожской области от 13.04.2023 № 46-у «О государственной гражданской службе Запорожской области». Регулирование данного вопроса указом, а не региональным законом обусловлено тем, что, согласно Федеральному конституционному закону от 04.10.2022 г. № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области» до избрания законодательных (представительных) органов Запорожской области, в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено принятие закона субъекта Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование может осуществляться нормативными правовыми актами временно исполняющим обязанности губернатора (аналогичные положения содержит и Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области»).