Как известно, модернизация и обновление городского общественного транспорта является одной из приоритетных задач в Российской Федерации. Устаревающий и не отвечающий современным тенденциям автобусный парк — одна из ключевых проблем транспортной отрасли России. Как подчеркнул президент РФ Владимир Путин на заседании Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта 17 августа 2023 году, «системная задача государства заключается в обеспечении ежегодного снижения среднего возраста общественного транспорта во всех субъектах. Общественный транспорт во всех регионах страны должен не ветшать, а молодеть».
По данным агентства «Автостат», продажи новых автобусов по итогу 2023 года превысили показатели 2022 г. на 27% и составили 16 341 ед. Лидером продаж стал отечественный производитель автобусов марки ПАЗ и составил 6379 ед. (39%), на втором месте находится китайский производитель Yutong — 2062 ед. (+73%). Третью, четвертую и пятую позиции в рейтинге продаж заняли отечественные производители: ЛиАЗ — 1769 ед. (+66%); НЕФАЗ — 1384 ед. (–3%); Volgabus — 1245 ед. (+9%). Автобусов остальных производителей, представленных на российском рынке, по каждой марке было реализовано менее 1000 ед.
Существующие темпы обновления подвижного состава, посредством государственной поддержки, не в полной мере удовлетворяют потребности населения во многих субъектах страны. С учетом освоения новых территорий, развития новых маршрутов, возникает необходимость увеличения потребность качественных и надежных автобусов различного класса как социально значимого объекта эксплуатации и вида деятельности [1, 2].
Реализация программы обновления автобусного парка страны проходит в рамках действия утвержденных стратегий, затрагивающих как сферу организации безопасности дорожного движения (ОБДД), так и цифровую трансформацию транспортной отрасли (рис. 1).
На конец 2023 года, согласно данным «Автостат» и Национального агентства промышленной информации, в Российской Федерации насчитывалось приблизительно 460 тысяч автобусов, из которых 135 тыс. работают в системе общественного транспорта. Примерно 40% из этого числа составляют автобусы старше 20 лет, 14% составляют ТС от 16 до 20 лет, 18% — ТС в возрасте от 11 до 15 лет, 30% — ТС не старше 10 лет. В то же время, 17 августа 2023 года на заседании Президиума Госсовета глава Министерства Транспорта РФ Виталий Савельев, ссылаясь на статистические данные регионов России, сообщил, что средний возраст автобусного парка страны составляет 8 лет. Приблизительно 41 тыс. ТС продолжает эксплуатацию за пределами сроков своей службы.