По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.072

Вопросы обновления автобусного парка в Санкт-Петербурге

Н. В. Подопригора канд. техн. наук, E-mail: n.v.podoprigora@gmail.com
М. С. Присяжнюк председатель Комитета Ленинградской области по транспорту, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: transportlo@lenreg.ru

Статья посвящена вопросам обновления автобусного парка страны в рамках принятых государственных программ и стратегий. Авторами проанализирован опыт эксплуатации новых автобусов в Санкт-Петербурге. Рассмотрены проблемы, имеющие народно-хозяйственной значение. Определен перечень требований, предъявляемых к вновь создаваемым колесным транспортным средствам. Предложены методы повышения качества и надежности автобусов на этапе их проектирования.

Литература:

1. Подопригора Н.В. Модели управления эксплуатационной надежностью высокоавтоматизированных транспортных средств / Н.В. Подопригора, Я.В. Васильев // Грузовик: научно-технический и производственный журн. — 2023. — №8. — С. 20–24. DOI: 10.36652/1684-1298-2023-8-20-24.

2. Присяжнюк М.С. Моделирование эффективных инструментов организации пассажирских перевозок в Ленинградской области / М.С. Присяжнюк, Н.В. Подопригора, А.В. Терентьев // Грузовик: научно-технический и производственный журн. — 2023. — №10. — С. 50–55. DOI: 10.36652/1684-1298-2023-10-50-55.

3. ГОСТ Р 58197-2018 «Порядок проведения экспертизы качества автомототранспортных средств. Общие требования». — М.: Стандартинформ, 2018.

4. ГОСТ Р 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». — М.: Стандартинформ, 2018.

5. Глазков В.Ф., Евтюков С.А. Основы теории надежности, работоспособности и диагностики машин: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям бакалавров и магистров на автомобильном транспорте / В.Ф. Глазков, С.А. Евтюков. — CПб.: Издательский Дом «Петрополис», 2011. — 450 с.

6. Кузнецов Е.С. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и дополн. / Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. — М.: Наука, 2001. — 551 с.

7. Дружинин Г.В. Процессы технического обслуживания автоматизированных систем / Г.В. Дружинин. — М.: «Энергия», 1973. — 272 с.

Как известно, модернизация и обновление городского общественного транспорта является одной из приоритетных задач в Российской Федерации. Устаревающий и не отвечающий современным тенденциям автобусный парк — одна из ключевых проблем транспортной отрасли России. Как подчеркнул президент РФ Владимир Путин на заседании Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта 17 августа 2023 году, «системная задача государства заключается в обеспечении ежегодного снижения среднего возраста общественного транспорта во всех субъектах. Общественный транспорт во всех регионах страны должен не ветшать, а молодеть».

По данным агентства «Автостат», продажи новых автобусов по итогу 2023 года превысили показатели 2022 г. на 27% и составили 16 341 ед. Лидером продаж стал отечественный производитель автобусов марки ПАЗ и составил 6379 ед. (39%), на втором месте находится китайский производитель Yutong — 2062 ед. (+73%). Третью, четвертую и пятую позиции в рейтинге продаж заняли отечественные производители: ЛиАЗ — 1769 ед. (+66%); НЕФАЗ — 1384 ед. (–3%); Volgabus — 1245 ед. (+9%). Автобусов остальных производителей, представленных на российском рынке, по каждой марке было реализовано менее 1000 ед.

Существующие темпы обновления подвижного состава, посредством государственной поддержки, не в полной мере удовлетворяют потребности населения во многих субъектах страны. С учетом освоения новых территорий, развития новых маршрутов, возникает необходимость увеличения потребность качественных и надежных автобусов различного класса как социально значимого объекта эксплуатации и вида деятельности [1, 2].

Реализация программы обновления автобусного парка страны проходит в рамках действия утвержденных стратегий, затрагивающих как сферу организации безопасности дорожного движения (ОБДД), так и цифровую трансформацию транспортной отрасли (рис. 1).

На конец 2023 года, согласно данным «Автостат» и Национального агентства промышленной информации, в Российской Федерации насчитывалось приблизительно 460 тысяч автобусов, из которых 135 тыс. работают в системе общественного транспорта. Примерно 40% из этого числа составляют автобусы старше 20 лет, 14% составляют ТС от 16 до 20 лет, 18% — ТС в возрасте от 11 до 15 лет, 30% — ТС не старше 10 лет. В то же время, 17 августа 2023 года на заседании Президиума Госсовета глава Министерства Транспорта РФ Виталий Савельев, ссылаясь на статистические данные регионов России, сообщил, что средний возраст автобусного парка страны составляет 8 лет. Приблизительно 41 тыс. ТС продолжает эксплуатацию за пределами сроков своей службы.

Для Цитирования:
Н. В. Подопригора, М. С. Присяжнюк, Вопросы обновления автобусного парка в Санкт-Петербурге. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: