По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342

Вопросы конституционно-правовой характеристики свободы совести

Алла Керимовна Полянина кандидат социологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского государственного областного гуманитарного института, E-mail: Alker@yandex.ru

В статье рассматривается конституционно-правовая и терминологическая природа свободы совести во взаимосвязи с принципом автономии личности. Уделяется внимание анализу смыслового содержания гарантии свободы совести при сопоставлении с другими конституционными свободами, а также особенностям ее обеспечения и реализации, в том числе через использование права на образование. Выделяется состав правомочий, входящих в концепт исследуемого права. Обосновывается вывод о необходимости государственно-правовой поддержки и охраны процесса становления морально-нравственных и волевых ресурсов личности.

Литература:

1. Забияко А.П. Язычество: от религии крестьян до кибер-религии: Средневековая христианизация язычества и паганизация христианства: русский опыт: (ст. 2)// Религиоведение. — 2006. — № 1. — С. 69–80.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2003.— С. 264.

3. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право.1999. — № 1. — C. 3–22.

4. Свобода убеждений, совести и религии в современной России : специализир. информ.-аналит. докл. : [монография] / [Бабушкин А. В. и др]; [сост. и общ. ред. С.А. Бурьянов, Н.В. Костенко]. — М. : Московская Хельсинкская группа, 2007. — 272 с.

5. Колосова Н.М. Конституционно-правовой статус человека и гражданина // Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999. — 382 c.

6. Ловинюков А.С. Свобода совести: анализ, практика, выводы // Государство и право. — 1995. — №1. — С.24–36

7. Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт // Религия и право. — 2007. — №3. — С.54–58.

8. Полянина А.К. Гарантия свободного развития человека и ее связь с правом на образование// Юрист Вуза. — 2014. — №6.

Традиционное понимание конституционного права на свободу совести и вероисповедания связывается с проявлением демократизма и гуманизма общественного и государственного строя, исключающего давление на личность и сознание человека. При том, что это конституционное установление имеет исключительно социальное значение, право на свободу совести реализуется без каких-либо корреспондирующих обязанностей иных субъектов права, но при соблюдении государственной гарантии возможностей его реализации. Закрепление права на свободу совести уже выступает признанием ценности автономии личности, поскольку охватывает такие аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека, которые предусматривают отсутствие любого идеологического контроля, а также возможность самостоятельного выбора ценностных ориентиров.

В широком смысле свобода совести заключается в возможности человека иметь или изменять всю систему мировоззрения, безопасно выражать свое нравственное самосознание. Однако нормативное значение этого права сводится лишь к внешнему проявлению «совести». Поэтому можно говорить именно о запрете ограничения внешних условий выражения и формирования мысли и мировоззрения, с некоторыми исключениями, имеющими отношение к свободе слова. Независимость и не подконтрольность избрания способов выражения и развития нравственного самосознания личности указывает на взаимообусловленность свободы совести и принципа личной автономии. Под предметом правового регулирования в данном случае понимаются общественные отношения, в которых проходят формирование, распространение, реализация и пропаганда системы мировоззренческих взглядов.

Представление о совести как о социальном свойстве личности, игнорирует сущностные характеристики данного антропологического феномена. В этом случае из рассматриваемого права выпадают такие правомочия, как «иметь убеждения» и «действовать в соответствии с ними», поскольку первое протекает во внутренней жизни личности, неподконтрольной государству, а второе — исключает возможность четкой идентификации (действует человек согласно убеждением или его поведение им противоречит). Поэтому в узком смысле реализация конституционной свободы совести выражается в свободном исповеданий убеждений, отправлении культов, обрядов и церемоний, выбор вероучения, участие в жизни религиозной общины, и распространение убеждений — их пропаганда через средства массовой информации или лично, миссионерская деятельность, распространение печатных изданий, телетрансляция, религиозное обучение и воспитание.

Для Цитирования:
Алла Керимовна Полянина, Вопросы конституционно-правовой характеристики свободы совести . Юрист ВУЗа. 2014;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: