Конечная цель терапии гипертонической болезни (ГБ) — предотвратить развитие нарушений мозгового кровообращения, инфаркта миокарда, внезапной сердечной смерти, сердечной и почечной недостаточности и улучшить отдаленный прогноз.
Эксперты ВОЗ-МОАГ рекомендуют использовать следующие комбинации антигипертензивных препаратов:
• тиазидный диуретик (ТД) и β-адреноблокатор (БАБ);
• ингибитор АПФ и диуретик;
• блокатор АТ1 — ангиотензиновые рецепторы (БАР) и диуретик;
• β-адреноблокатор и блокатор кальциевых каналов (БКК);
• ингибитор АПФ и БКК;
• β-адреноблокатор и α1-адреноблокатор [1, 9, 13].
Учитывая, что в большинстве случаев рекомендуемая ВОЗ цель терапии АГ (снижение АД ниже 140/90 мм рт. ст.) не может быть достигнута с помощью монотерапии, рекомендуется шире использовать комбинированные антигипертензивные препараты.
В перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) включены уже восемь препаратов из группы ИАПФ. Применительно к клинической ситуации можно выбрать наиболее эффективный и безопасный ИАПФ: каптоприл или квинаприл — при неотложной или непрогнозируемо меняющейся гемодинамике; препараты типа эналаприла — в зависимости от суточного биоритма АД с утренним или вечерним приемом, для регулярного приема в стабильный период — лизиноприл, зофеноприл или периндоприл.
Из тиазидных диуретиков предпочтительным для длительного применения считают индапамид, его ретардная форма обеспечивает суточное действие без массивного диуреза и потенцирует гипотензивный эффект ИАПФ. Индапамид-ретард не уступает по гипотензивному и нефропротективному действию гипотиазиду и антагонистам кальция. Комплексное применение ТД и ИАПФ имеет больше показаний в связи с тем, что по отдельности они оказывают противоположный эффект на экскрецию калия и уровень глюкозы, а совместно предупреждают сдвиги этих показателей гомеостаза.
Амлодипин — антагонист кальция III поколения — обладает фармакодинамическими преимуществами: стабильный гипотензивный эффект с постепенным началом действия без тахикардии; восстановление суточного ритма АД; снижение ОПСС; положительное влияние на систолическую и диастолическую функцию ЛЖ; отсутствие влияния на автоматизм и проводимость; увеличение почечного кровотока, скорости клубочковой фильтрации, снижение почечного сосудистого сопротивления; натрийуретический эффект; уменьшение микроальбуминурии; снижение уровня общего холестерина; уменьшение агрегации тромбоцитов.