По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вопросы формирования доходной части бюджетов в муниципалитетах районного типа и пути их решения

Основная задача органов управления муниципалитетами — социально-экономическое развитие муниципальных образований с учетом интересов граждан. Конституция Российской Федерации гарантирует автономность муниципалитетов относительно собственных полномочий. Для реализации поставленных задач органы муниципального управления обязаны использовать все имеющиеся у них ресурсы. Ключевым в их числе является бюджет муниципального образования. В настоящее время в Российской Федерации существует механизм формирования доходной части бюджета, однако он не обеспечивает финансовую независимость местных бюджетов и муниципальных образований. Для обеспечения финансовой независимости муниципалитетов от региональных и федеральных отчислений необходимо внедрять новые подходы к формированию доходной части местных бюджетов. Ситуация существенно осложняется пандемией и наступившим в связи с ней кризисом. В связи с этим актуальным представляется расширение источников формирования доходной части местных бюджетов районного типа.

Литература:

1. Индутенко А. Н., Пьяных Т. А. Особенности формирования и пути увеличения доходов федерального бюджета Российской Федерации//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 1–1. — С. 160–163.

2. Шуваева Е. А. Проблемы формирования доходов федерального бюджета//Альманах мировой науки. — 2015. — № 2–4 (2). — С. 124–126.

3. Шульгина Д. Ш. Основные источники формирования доходов и направления использования расходов бюджета РФ//Устойчивое развитие науки и образования. — 2018. — № 5. — С. 15–19.

4. Джанбегов Ш. Г., Никаев М. Г. Проблемы формирования доходов бюджетов субъектов РФ (на примере Республики Дагестан)//Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 60–

6. — С. 33–36.

5. Дробышевская Л. Н., Ермакова Ю. С. Система формирования доходов региональных бюджетов и пути ее дальнейшего совершенствования//Современная научная мысль. — 2015. — № 1. — С. 95–105.

6. Барашева Е. В., Власова Е. Л. Межбюджетные отношения муниципальных образований в области формирования доходов местных бюджетов//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2018. — № 1 (107). — С. 21.

7. Троянская М. А. Теоретические вопросы формирования доходов местных бюджетов за счет налоговых источников: российский и зарубежный опыт//Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2019. — № 46. — С. 34–45.

8. Агузарова Ф. С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России//Международный бухгалтерский учет. — 2020. — Т. 23, № 3 (465). — С. 329–341.

9. Третьякова А. В. Зарубежный опыт формирования доходов местных бюджетов//Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. — 2018. — № 2 (98). — С. 208–220.

10. Савина О. Н. Налоговая политика муниципальных образований и роль механизма налогового регулирования в формировании доходов местных бюджетов//Экономические системы. — 2018. — Т. 11, № 1 (40). — С. 30–38.

11. Найденова Т. А. Неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований как фактор повышения устойчивости местных бюджетов//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 10–1. — С. 206–211.

12. Ибрагимова Э. С., Мударов М. Р. Анализ налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования//Финансовая экономика. — 2018. — № 7. — С. 1213–1214.

13. Багров М. В., Надеин Н. В. Бюджет муниципального образования: понятие и функции, анализ структуры и особенности бюджетного процесса//Основы экономики, управления и права. — 2013. — № 6 (12). — С. 8–13.

14. Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста: монография/Л. Л. Игонина, Д. Э. Кусраева. — Краснодар: Атри, 2010. — 210 с.

15. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — Москва: Финансы и статистика, 2014. — 176 с.

16. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 07.04.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

17. Финансы/Е. В. Каранина. — Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. — 230 с.

18. Российская Федерация. Конституция. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru.

19. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

20. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

21. Ситнова И. А., Барлыбаев А. А., Рахматуллин И. М. Некоторые аспекты финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2018. — № 1 (107). — С. 5.

Местное самоуправление является важнейшей формой государственного устройства РФ. Оно имеет собственные цели и задачи, финансовой основой для реализации которых является местный бюджет. Важным является то, что сбалансированность доходной и расходной частей бюджета, высокий уровень обеспечения доходов муниципалитетов является гарантом стабильного и устойчивого развития территории, а также благосостояния каждого отдельно взятого гражданина, проживающего в данном муниципальном округе.

Муниципальные бюджеты имеют высокую значимость как для социального, экономического, политического развития муниципалитета, так и для формирования общего федерального бюджета. Муниципальные бюджеты многочисленны и, по сути, являются базовым звеном федеральной бюджетной системы.

Многие ученые-экономисты уделяли большое внимание вопросу формирования доходной части муниципальных бюджетов, в их числе — А. Н. Индутенко, Т. А. Пьяных, Е. А. Шуваева, Д. Ш. Шульгина, Ш. Г. Джанбегов, М. Г. Никаев, Л. Н. Дробышевская, Ю. С. Ермакова, Е. В. Барашева, Е. Л. Власова.

Прежде чем говорить о механизмах формирования доходов бюджета муниципального образования, следует определиться с понятием «муниципальный бюджет».

Итак, под муниципальным бюджетом понимается определенная форма формирования, утверждения, расходования и контроля за расходованием фонда денежных средств конкретного муниципального образования. Расходование денежных средств из муниципального бюджета направлено на реализацию целей и задач, возложенных на органы местного самоуправления.

Муниципальный бюджет можно рассматривать с точки зрения разных аспектов — в частности, с экономической, материальной и юридической точек зрения.

С позиции экономического аспекта бюджет — это совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств публичноправовых образований. С материальной позиции бюджет представляет собой определенный денежный фонд, направленный на реализацию публичных целей и задач. В юридическом же аспекте бюджет — это акт, утверждающий финансовый план муниципалитета на текущий год.

Для Цитирования:
Вопросы формирования доходной части бюджетов в муниципалитетах районного типа и пути их решения. Глава местной администрации. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: