Развитие инноваций определяет как внутренние возможности роста национальной экономики, так и ее позиции на мировом рынке. При этом в целях усиления национальной безопасности, повышения самостоятельности и независимости инновационная деятельность должна способствовать росту эффективности всех видов производств и обеспечивать конкурентные преимущества страны в целом. Инновационная деятельность может являться инициативой частного бизнеса. Тем не менее роль государства в определении магистральных направлений, а также ресурсная поддержка являются очень важными. Поддержка может осуществляться с помощью размещения госзаказа, формирования целевых фондов и т. д., затрагивать интересы как традиционных капиталоемких отраслей экономики (например, строительства), так высокотехнологичных (космической отрасли, биотехнологий, нанотехнологий, медицины и др.) [2, 3, 5]. В свою очередь, результаты поддержки инноваций следует идентифицировать в тенденциях развития предприятий самых различных сфер и отраслей деятельности [4].
Глобализация экономической деятельности, а также соответствующий характер предложения товаров и услуг превращают инновации, позволяющие снижать все виды транзакционных и трансформационных издержек в основной инструмент технологической и организационной конкуренции. В связи с этим большое научно-практическое значение имеет анализ способов ведения конкуренции в инновационном секторе. Недобросовестная конкуренция, широко распространенная на «обычных» рынках, приобретает новые формы и способы проявления на рынках инноваций. Данный факт обусловлен многими обстоятельствами, среди которых необходимо выделить следующие:
1) инновации позволяют создавать новые рынки, формируя новые, ранее не осознаваемые потребности; как следствие, нормативная база нередко отстает от экономической практики;
2) инновации могут создавать и новый институциональный контекст взаимоотношений хозяйствующих субъектов, примером тому служит использование Интернета в различных трансакциях;