Вопрос: Чем грозит организации невозврат НДФЛ, излишне удержанный у сотрудника? Сотрудник об этом не знает.
Ответ: В 2011 г. вступили в силу изменения в Налоговом кодексе*(1), которые касаются порядка возврата организациями излишне удержанного НДФЛ своим работникам. До этого в налоговом законодательстве не содержалось четких указаний, как производится такой возврат, из-за чего и у фирм — налоговых агентов, и у самих работников возникало немало вопросов. Но, похоже, теперь эта проблема будет решена.
До внесения изменений ст. 231 Налогового кодекса, которая устанавливает порядок взыскания и возврата НДФЛ, содержала лишь указание о том, что излишне удержанные суммы налога «подлежат возврату налоговым агентом по предоставлении налогоплательщиком соответствующего заявления». При этом не уточнялось, в какие сроки и за счет каких средств производится такой возврат. Но сейчас процедура возврата работнику сумм НДФЛ, излишне удержанного у него налоговым агентом, четко регламентирована. Рассмотрим новшества подробнее.
Теперь о каждом факте излишнего удержания НДФЛ фирма должна информировать работника в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта с обязательным указанием суммы налога.
Под сроком 10 дней имеются в виду 10 рабочих дней *(2). Течение этого срока начинается на следующий день после обнаружения фирмой факта излишнего удержания налога. При этом Налоговый кодекс не устанавливает ответственность компании — налогового агента за нарушение этого срока.
Для налоговых агентов, которые не вернули сумму излишне удержанного НДФЛ в срок, то есть в течение 3 месяцев со дня получения от работника соответствующего заявления, с этого года, установлена ответственность.
Если срок возврата нарушен, то на сумму НДФЛ, которая не была возвращена в установленный срок, начисляются проценты. Эти проценты подлежат уплате работнику за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка при этом принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.