Может ли главный специалист по охране труда предъявлять должностным лицам обязательные для исполнения предписания? На основании каких документов?
В настоящее время осуществление мероприятий по созданию и работе службы по ОТ регулируется приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда» (далее — Рекомендации), с учетом которых в организациях, осуществляющих производственную деятельность, работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников, учитывающие специфику деятельности организации (обращаем внимание, что данные Рекомендации не проходили государственной регистрации в Минюсте России, не являются нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер, следовательно, требование о полном соблюдении Рекомендаций не имеет достаточного правового обоснования).
В п. 30 указанных Рекомендаций приведены основные должностные обязанности работников службы ОТ, которые рекомендуется учитывать работодателем при определении численности работников службы охраны труда. Согласно п. 30.3, в состав работ по контролю за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях входят (выдержки):
а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:
- беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;