По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Воплощение новых подходов в процессе обучения дисциплине «Медицина катастроф» на факультете усовершенствования врачей

Представлены пути интеграции профессиональных стандартов в систему подготовки, аккредитации работников здравоохранения и введения системы непрерывного медицинского образования в процессе обучения дисциплине «Медицина катастроф». Пути включают: необходимость охвата обучением врачей любых специальностей, учет компетентностного подхода при разработке образовательных программ для разного медицинского контингента; применение положений современной нормативно-правовой базы здравоохранения в процессе обучения теоретическим основам медицины катастроф; использование методологии развития способностей руководящего состава медучреждений по организации и планированию мероприятий, направленных на оказание медицинской помощи людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС); симуляционное обучение (в обязательном порядке) приемам экстренной медицинской помощи; обучение функционированию медицинских учреждений во время ЧС при реальной работе отделений травматического центра и работы его защитного сооружения; разработку и внедрение в обучение интерактивных образовательных модулей в целях дистанционного самообразования в системе получения непрерывного медицинского образования.

Литература:

1. Багненко С. Ф. и др. Организация оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации: методические рекомендации. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 48 с.

2. Базовые аспекты медицины катастроф. Симуляционное обучение приемам экстренной медицинской помощи: учебно-методическое пособие. — М.: ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, 2017. — 74 с.

3. Гончаров С. Ф., Баранова Н. Н., Быстров М. В. Проблемные вопросы и необходимость подготовки руководителей медицинских организаций по вопросам медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования // Мед. образование и проф. развитие. — 2017. — № 2–3. — С. 42–49.

4. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

6. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

7. Указ Президента РФ от 2018 № 204. Национальный проект «Здравоохранение»:

8. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Система подготовки медицинских кадров по вопросам медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций». — М.: ФГБУ ВЦМК «Защита», 2017. — 118 с.

9. Клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. — М.: ФГБУ ВЦМК «Защита», 2015. — 180 с.

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.11.2012 № 925н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми химическими отравлениями».

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2012 № 69н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях».

12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.08.2013 № 598 «Об утверждении Положения о резерве медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, его номенклатуры и объема».

13. Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 133н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач скорой медицинской помощи».

14. Приказ Минтруда России от 12.11.2018 № 698н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-травматолог-ортопед».

15. Приказ Минтруда России от 26.11.2018 № 743н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-хирург».

16. Приказ Минтруда России от 07.11.2017 № 768н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».

17. Приказ Минтруда России от 21.03.2017. № 293н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник».

18. Планирование медицинского обеспечения населения в ЧС. Методические рекомендации. — М.: ФГБУ ВЦМК «Защита», 2016. — 61 с.

19. План медико-санитарного обеспечения населения Московской области в ЧС, 2016. — 154 с.

20. Регламент действий руководителя медицинской организации при ЧС (проект). — М.: ФГБУ ВЦМК «Защита», 2016. — 26 с.

Образовательная система и на малом историческом отрезке времени не может сохранять статичность. Подготовка по дисциплине «Медицина катастроф» имеет своей целью формирование личности медицинского специалиста как человека гуманистической и духовно-нравственной ориентации, который способен быть полезным для себя и окружающих, отличается осознанным безопасным поведением и высокой работоспособностью при масштабных чрезвычайных ситуациях (ЧС), как природных и антропогенных, с подходящей квалификацией для оказания медицинской помощи людям с острыми травмами, которые возникают под влиянием поражающих факторов окружающей среды. Общей целью обучения дисциплине «Медицина катастроф» является предоставление слушателю знания теоретического базиса безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания при ЧС», нормативно-правового сопровождения по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС, клиники последствий влияния на человека поражающих факторов ЧС, методологии планирования, организации и проведения лечебных и эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Безошибочный критерий профессиональной компетенции специалиста в сфере медицины катастроф — глубина его предметной подготовки.

Базис обучения дисциплине «Медицина катастроф» составляет критерий уменьшения необоснованной летальности пострадавших в чрезвычайных ситуациях в случае отсутствия, запоздалого, неверного или неполного оказания им медицинской помощи. Целесообразность обучения медперсонала вопросам медицины катастроф подтверждена на законодательном уровне. Подготовка руководства и медицинских сотрудников к действиям в нестандартных ситуациях отличается первостепенным характером вне зависимости от организационно-правовой формы медучреждения, ведомственной подчиненности, уровня оказания помощи.

Есть необходимость в введении таких изменений в традиционную систему подготовки, направленных на увеличение уровня квалификационной подготовки медперсонала в сфере медицины катастроф.

Целесообразность охвата образовательным процессом врачебных кадров всех специальностей объясняется тем, что любой медицинский специалист так или иначе может быть привлечен к процессу оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим в чрезвычайной ситуации. Существуют следующие варианты участия медицинских работников в этом процессе:

Для Цитирования:
Мария Михайловна Пирогова, Воплощение новых подходов в процессе обучения дисциплине «Медицина катастроф» на факультете усовершенствования врачей. Экономист лечебного учреждения. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: