Образовательная система и на малом историческом отрезке времени не может сохранять статичность. Подготовка по дисциплине «Медицина катастроф» имеет своей целью формирование личности медицинского специалиста как человека гуманистической и духовно-нравственной ориентации, который способен быть полезным для себя и окружающих, отличается осознанным безопасным поведением и высокой работоспособностью при масштабных чрезвычайных ситуациях (ЧС), как природных и антропогенных, с подходящей квалификацией для оказания медицинской помощи людям с острыми травмами, которые возникают под влиянием поражающих факторов окружающей среды. Общей целью обучения дисциплине «Медицина катастроф» является предоставление слушателю знания теоретического базиса безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания при ЧС», нормативно-правового сопровождения по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС, клиники последствий влияния на человека поражающих факторов ЧС, методологии планирования, организации и проведения лечебных и эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Безошибочный критерий профессиональной компетенции специалиста в сфере медицины катастроф — глубина его предметной подготовки.
Базис обучения дисциплине «Медицина катастроф» составляет критерий уменьшения необоснованной летальности пострадавших в чрезвычайных ситуациях в случае отсутствия, запоздалого, неверного или неполного оказания им медицинской помощи. Целесообразность обучения медперсонала вопросам медицины катастроф подтверждена на законодательном уровне. Подготовка руководства и медицинских сотрудников к действиям в нестандартных ситуациях отличается первостепенным характером вне зависимости от организационно-правовой формы медучреждения, ведомственной подчиненности, уровня оказания помощи.
Есть необходимость в введении таких изменений в традиционную систему подготовки, направленных на увеличение уровня квалификационной подготовки медперсонала в сфере медицины катастроф.
Целесообразность охвата образовательным процессом врачебных кадров всех специальностей объясняется тем, что любой медицинский специалист так или иначе может быть привлечен к процессу оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим в чрезвычайной ситуации. Существуют следующие варианты участия медицинских работников в этом процессе: